5 июля (24 июня) 1717 года император Петр I издал указ «О приискании в России минеральных вод», где поручил лейб-медику доктору Готлибу Шоберу отправиться «искать в нашем государстве (а особливо в таких местах, где есть железные руды) ключевых вод, которыми мочно пользоваться от болезней». Началось исследование минеральных источников в России.
Конечно, указ Петра появился не на пустом месте. Император не раз посещал европейские курорты. Первое его знакомство с минеральными водами Европы состоялось во время Великого посольства в конце XVII века. Петр неоднократно лечился в Бельгии на курортах города Спа и в Пирмонте в Нижней Саксонии. А после неудачного Прутского похода в 1711 году император отправился к знаменитым карлсбадским водам.
Там он и познакомился с доктором медицины Готлибом Шобером. Доктор Шобер получил блестящее медицинское образование в Лейпциге в одном из старейших университетов Германии. В 1696 году он стал доктором медицины, защитив диссертацию, посвященную холере. А в 1713 году был принят на русскую службу и назначен врачом великой княжны Наталии Алексеевны.
В России Шобер среди прочего занимался лечением эпидемий, продолжавших угрожать населению страны. А в 1717 году отправился на Кавказ — исследовать полезные свойства минеральных вод.
Народы Северного Кавказа издревле пользовались минеральными водами. Их лечебные свойства они связывали с особой святостью мест, где располагались источники. Это почитание минеральных источников — отголоски языческих верований, связанных с поклонением одной из стихий — воде.
В фольклоре сохранилось множество поверий, посвященных водной стихии. В одном из преданий о нашествии грозного полководца Тамерлана на Кавказ, например, так говорится о некоем старике, умывшемся водой из родника: «Выпрямился, как молодой, вылечились его болезни, и почувствовал себя как в двадцать лет». Другая легенда рассказывает об охотнике, который погнался за волком и упал в источник, где почувствовал, что излечился от ревматизма. С тех пор источник стали использовать для лечения.
Терские казаки познакомились с минеральными водами Северного Кавказа еще в XVI веке. Уже в 1614 году в русских документах встречается упоминание горячих источников на территории современной Чечни. А в середине XVII века служившие в русских острогах стрельцы и члены их семей организованно выезжали к горячим ключам лечиться. Однако планомерно изучать бальнеологические ресурсы Кавказа начал именно Готлиб Шобер, отправившись с экспедицией на юг Российской империи.
В 90 верстах от города Терки — русского укрепления на Северном Кавказе — и относительно недалеко от «казацкого городка Шадрина» Шобер нашел крупный минеральный источник, окруженный шестью более мелкими ключами. Открытые источники он назвал Теплицами Святого Петра — подобно водам Богемского королевства, названным в честь императора Римской империи Карла Четвертого.
«Вода в ключах, особливо в главном, испущает великий пар, притом так прозрачна, что ежели бросить туда копейку, то ясно можно оную на дне видеть. Кажется, что безпрестанно кипит, и так вода горяча, что можно в ней варить яйца, также обваривать перья с курицы», — описывал Шобер «теплицы».
Кроме горячего ключа он открыл и источник с холодной минеральной водой: «На пять или на шесть шагов от того места выходит из земли минеральная студеная вода ключом… Мне рассказано, что за несколько лет разъезжающие татарские партии засыпали такой ключ землею и каменьями. Но как я приказал вырыть землю на аршин глубиною, то начала бить минеральная вода больше и чище прежнего».
К описанным доктором минеральным источникам, по его воспоминаниям, приезжали и местные жители, и жители Астрахани — и успешно выздоравливали.
«Чего ради ежегодно приходят к теплицам и оными лечатся, возвращаются же домой здоровыми, — писал Шобер. — Калмыцкий князь был уже прежде меня, однако по совету моему, в сих теплицах и получил облегчение. Он был ранен двумя пулями в грудь и от того тяжело дышал, кашлял, в груди было колотье и харкал кровью. Но как он несколько раз пользовался теплицами, то он вылечился немедленно».
Прямо на месте Шобер исследовал воды на содержание химических элементов: по его приказу воду выпаривали и смешивали с реактивами. Обследовав так называемые Теплицы Святого Петра, он пришел к заключению, что воды эти благотворно сказываются на человеке при лечении самых разнообразных заболеваний: «Я сам пивал воду сих теплиц и признал, что она состоятельною своею в огне солью утоляет в теле кислые влажности… А снаружи почти всякой может употреблять с великою пользою».
Сам Петр I тоже побывал в своих «теплицах». В 1722 году во время Каспийского похода он «лично исследовал целебное свойство тамошних горячих минеральных источников».
Сейчас Теплицы Святого Петра знают как Брагунские источники неподалеку от Гудермеса.
Интересно замечание Шобера о том, что в двух-трех днях пути от исследуемых им источников есть еще более крупные «кислые воды». Их расположение совпадает с территорией современных Кавказских Минеральных Вод.
Однако доктору было поручено «только в его царского величества землях искать минеральные воды» — и он не стал отправляться на подконтрольную черкесам территорию. Исследование этих ныне известных всем россиянам источников началось только в конце века.
А в том же 1717 году минеральные воды по велению Петра исследовали и на севере страны: Лаврентий Блюментрост описал марциальные воды Олонецкой губернии (современная Карелия). Уже возвращаясь с Кавказа, сам Готлиб Шобер описал серный источник у реки Сок у острога Новосергеевск (современная Самара).
Спустя полвека научное изучение минеральных вод в Российской империи продолжили академические экспедиции И.А. Гильденштедта, И.П. Фалька, С.Г. Гмелина и других.
Труд Готлиба Шобера (1670−1739) о его путешествии по России до сих пор полностью не издан и хранится в архиве Академии наук.