Пасмурный, но теплый сентябрьский день во Владикавказе. На фоне школы космонавтики имени Руслана Комаева, в здании бывшего планетария, а до революции Шиитской мечети — фотографируется группа туристов из Ирана. Связи между Россией и Ираном — одно из основных направлений в работе компании «Кавказ.РФ».
В прошлом году она провела ознакомительные туры для ведущих туристических операторов Исламской Республики. Заместитель начальника управления по инвестиционной активности АО «Кавказ.РФ» Тигран Минасян рассказал «Это Кавказ» о том, как реализовывался проект:
— В сентябре 2023 года мы пригласили на Северный Кавказ ведущих туристических операторов из Ирана под эгидой Ассоциации воздушного транспорта и туристических агентств Ирана. Организовали безвизовый режим по всей России. Запустили рейс «Тегеран — Грозный». Иранская сторона согласилась прилететь на Северный Кавказ по уже готовому туру в качестве туристов. Они очень хотели увидеть Чечню, мечети, Кезеной-Ам. И мы взяли на себя работу по взаимодействию с региональными министерствами Северного Кавказа в сфере туризма и с туроператорами. Мы подготовили специальный туристический продукт под заказ иранских коллег. В каждом регионе свой гид, свой переводчик: в Чечне и в Дагестане — англоговорящий, в Северной Осетии — переводчик на фарси.
Асма Шоджае, руководительница одной из ведущих турфирм в Иране, говорит:
— Компания «Кавказ РФ» действительно старается наладить отношения между Ираном и Северным Кавказом. Представители компании помогают во всем, мне лично тоже помогли, когда у меня возникла проблема в аэропорту с паспортами. Когда я позвонила господину Минасяну, он все уладил. «Кавказ.РФ» полностью поддерживает нас, и я думаю, что наше сотрудничество принесет большие плоды.
По данным Центра развития международного туризма ЦСР (Центра стратегических разработок), за январь-июнь 2024 года СКФО посетили 23,7 тысячи иностранных граждан. Ставропольский край, Чечня и Кабардино-Балкария стали лидерами по въездному турпотоку. Ставропольский край принял 16,6 тысячи человек, Чечня — 2,7 тысячи, а Кабардино-Балкария — 2,5 тысячи.
По словам директора Центра развития международного туризма Юлии Максутовой, Северный Кавказ интересен иностранцам уникальным природным и культурным наследием:
— Северный Кавказ становится все более доступным для иностранных туристов благодаря усилиям федеральных и местных властей. В основном регионом интересуются гости из стран ближнего зарубежья, в том числе из Средней Азии, а также из Турции, Ирана и КНР. Культурно-религиозная близость Кавказа в последнее время также привлекает туристов с Ближнего Востока.
Об этом говорит и Асма Шоджае:
— В Осетии я нашла много общего между иранской и осетинской культурой. Например, в Национальном музее Осетии нам показали изделия из бронзы, которые я видела у нас в Иране. И это говорит о том, что мы находимся в поле одной культуры, у нас единая история в прошлом и мы знаем друг друга. В Чечне и в Ингушетии меня заинтересовала архитектура — башни, то, как они построены, как в целом живут люди в этих республиках. Это действительно ново для меня, я никогда не слышала об этом раньше.
В Дагестане — в Дербенте и в Махачкале — мы чувствовали, что находимся у себя дома. Так что мы наслаждаемся этим путешествием.
Но у республик Северного Кавказа есть и отличия. В Чечне мы видим больше исламских традиций. Грозный — современный и чистый город. В Дагестане — насыщенная культура и история, исламские традиции тоже видны, но не так явно, как в Чечне.
А вот Владикавказ имеет совершенно другой облик — восточноевропейского города. В нем живут и мусульмане, и христиане — и мы видим в городе знаки двух культур. Природа во всех республиках Северного Кавказа очень красивая. Своя природа и своя красота.
Юлия Максутова рассказала, как создавались условия для того, чтобы туристы из Ирана и Китая приехали на Северный Кавказ:
— Рост турпотока из этих стран — результат соглашений о групповом безвизовом режиме в августе 2023 года. Для китайских и иранских туристов разрабатываются специальные туры, акцентирующие внимание на природных красотах, исторических памятниках и национальной кухне. Организацией занимаются туроператоры в сотрудничестве с местными правительствами.
В Центре развития международного туризма также рассказали, что привлекает иностранных туристов на Северном Кавказе:
— Множество объектов культурного наследия федерального значения, а также национальные парки и заповедники создают отличные возможности для отдыха и знакомства с богатством этого региона. Северный Кавказ привлекает иностранных путешественников разнообразием нишевых видов туризма, в том числе экстремального, экологического, этнографического и гастрономического.
Карачаево-Черкесия и Кабардино-Балкария известны своими горными пейзажами, среди которых особо выделяется Эльбрус. Там великолепные условия для альпинизма и горнолыжного спорта, что привлекает активных туристов. В Северной Осетии — Алании множество исторических и культурных объектов, таких, как древние крепости и церкви.
Ингушетия славится уникальными башенными комплексами. Чеченская Республика также начинает набирать популярность среди туристов благодаря крупнейшим в Европе мечетям и живописным озерам. Дагестан предлагает уникальное разнообразие не только ландшафтов, но и национальных культур. В целом иностранцам интересны природные ландшафты Северного Кавказа, экстремальные виды спорта и экологические путешествия. Многие гости хотят также увидеть исторические памятники, крепости, археолого-туристические комплексы. В той или иной мере все эти виды досуга можно найти в любой северокавказской республике.
Популяризация международного туризма на Северном Кавказе предполагает наличие развитой языковой среды — и с этим еще предстоит кропотливая работа. Этот недостаток отметила Асма Шоджае:
— В туристической зоне нет ни одной вывески на английском языке, что доставляет нам определенные трудности. Важно, чтобы указатели, знаки, вывески были продублированы на английский язык, чтобы мы могли понять, что это за район. В нашей группе есть гид, который говорит на английском языке, и есть гид, который говорит на персидском — и это нам очень помогает.
И еще не могу не отметить проблему с транспортом. Хотелось бы более комфортабельные автобусы, так как между республиками Северного Кавказа ехать от двух до пяти часов, что очень тяжело в тесном автобусе с маленькими сиденьями.
В Центре развития международного туризма эти проблемы знают и будут над ними работать:
— Отсутствие навигации на английском языке, как и на других иностранных языках, создает определенные сложности для ориентации туристов в другой стране. Чтобы они сохранили самые приятные впечатления о путешествии, важно создать комфортные и безопасные условия для наших гостей, распространять многоязычные брошюры, открывать информационные пункты с лингвистическим сопровождением для туристов. Также необходимо расширять подготовку гидов и персонала отелей, владеющих иностранными языками. С учетом тенденции к росту числа туристов из стран Персидского залива, Ирана, Индии, КНР мы должны уделять внимание более активному внедрению арабского, персидского, хинди и китайского языков.
Есть и другие задачи: улучшить транспортную доступность, модернизировать инфраструктуру, расширить сеть 4- и 5-звездочных гостиниц, открыть рестораны китайской, индийской и ближневосточной кухни. Внедрение туристических стандартов China Friendly, India Friendly и Muslim Friendly — основа обслуживания туристов из дружественных стран. Создание информационных центров и улучшение языковой доступности также играют важную роль и могут помочь привлечь больше иностранных туристов.
В Центре отметили и наиболее подготовленные к приему иностранных туристов регионы Северного Кавказа:
— Безусловный лидер СКФО по уровню развития инфраструктуры — Ставропольский край. Регион имеет разветвленную гостиничную сеть и по праву считается центром российского лечебно-оздоровительного туризма. Широко известны санаторные учреждения богатого природными ресурсами района Кавказских Минеральных Вод, города-курорты Кисловодск, Ессентуки, Пятигорск и Железноводск. Там есть различные виды досуга — от пляжного отдыха до полетов на дельтаплане и этнотуров в казачьи станицы.
Конкурентоспособна в международном масштабе и Кабардино-Балкария. В ней находится горнолыжный курорт, расположенный в районе самой высокой в России и Европе горы Эльбрус. В Приэльбрусье создан полноценный рекреационный комплекс. Другие ключевые объекты туристической инфраструктуры — круглогодичный оздоровительно-лечебный комплекс «Аушигер», экскурсионно-туристский комплекс «Голубые озера» и единственный в Европе высокогорный государственный заповедник биосферного типа.
Карачаево-Черкесская Республика также располагает туристическими локациями, давно завоевавшими популярность среди жителей России и стран СНГ, — это курорты Домбай и Архыз, а также Тебердинский государственный биосферный заповедник.
Огромный, но пока не полностью реализованный потенциал с точки зрения индустрии путешествий у Дагестана. Именно на его территории находится самый глубокий в Европе каньон — Сулакский, единственный лиановый лес в России — Самурский, уникальный для этой природной зоны песчаный участок — бархан Сары-Кум, а также 500-километровый пляж на побережье Каспийского моря. В список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО включена древняя крепость Нарын-Кала в Дербенте. Кроме того, Дагестан — это самый многонациональный регион России, где проживают представители 36 народностей. Такое разнообразие делает республику особенно привлекательной для этнографического туризма.
В то же время, отметили в ЦСР, в столице Дагестана — Махачкале — на сегодня самое большое количество международных вылетов: из Махачкалы уже выполняются рейсы в ОАЭ (Дубай и Шарджа), Турцию (Стамбул и Анталья), Азербайджан (Баку), Беларусь (Минск), Казахстан (Актау), Узбекистан (Ташкент и Наманган) и Киргизию (Бишкек). Авиакомпания Utair осуществляет чартерные перелеты в Джидду и Медину для паломников, посещающих мусульманские святыни Саудовской Аравии.
— Мы рассчитываем, что скоро удастся перевести их на регулярную основу с учетом взаимного интереса жителей наших стран к туристическим обменам. Запланировано дальнейшее расширение авиасообщения столицы Дагестана с государствами СНГ и Ближнего Востока. Среди них — Таджикистан, Иран и Египет.
Главная задача — модернизация аэропорта, в том числе строительство еще одной взлетно-посадочной полосы, способной принимать крупные пассажирские самолеты. Это позволит нарастить количество международных перелетов. Проект уже стартовал — правительство России выделило на его реализацию 628 млн рублей, а общая стоимость реконструкции воздушной гавани составит 13,2 млрд рублей. Завершение работ намечено на 2026 год — именно к этому времени можно ожидать открытие новых рейсов в иностранные государства, — рассказала Юлия Максутова.
В свою очередь, запуск рейса Тегеран — Грозный, благодаря которому удалось организовать приезд туристов из Ирана, уже приносит первые плоды. Асма Шоджае отметила:
— Мы видим очень много желающих посетить нашу страну: когда мы летели из Тегерана в Грозный, то самолет был заполнен — и это были все граждане России, то есть в Иран стали активно ездить россияне. Это приятно удивляет и радует.
А на Северном Кавказе приятно удивляют и радуют открытия, которые делают первые туристы из Ирана:
— Когда я приехала на Северный Кавказ, для меня это было совершенно незнакомое место, ранее я не знала, где находится Кавказ. И когда я приехала сюда, то была так удивлена этой территорией. Все иранцы знают, что Россия — это христианская страна с холодным климатом, но когда я путешествовала по Кавказу, то обнаружила, что Россия — это не только Москва и Санкт-Петербург. На Кавказе сосуществуют разные культуры, разные религии и мусульмане с христианами живут вместе и мирно.