В карачаевских семьях верный признак грядущего застолья — аромат жаркого из субпродуктов. Это первое блюдо, готовящееся из барана, которого приносят в жертву практически на любой праздник на Кавказе. Причем оно никогда не подается на праздничный стол, его съедают организаторы праздника задолго до прихода гостей. Называют его в районах Карачаево-Черкесии по-разному, но чаще всего таба тишлик (дословно «шашлык в сковороде») или курма.
Как правило, все карачаевские праздники начинаются одинаково: кто-то из старших в семье мужчин режет барана. Поводом может служить день рождения, свадьба, новоселье или даже удачная покупка. За каждую большую радость принято воздавать благодарность Богу жертвенным животным.
В дни важных событий (свадьбы, похороны) тушку делят на 24−26 частей, варят и подают вместе с бульоном. Мясо распределяют между гостями в зависимости от их возраста, пола и социального положения. Для этого существует целый этикет. А по более легким и приятным поводам горцы просто накрывают праздничный стол: варят традиционный суп шорпу, жарят шашлык и, конечно, пекут хрустящие хычины. На все это уходит по нескольку часов. Но есть одно блюдо, которое начинали готовить и съедали еще до прихода гостей. И кормили им только мужчин.
— Ритуальный барашек — часть нашей культуры, — объясняет Ильяс Чагаров. — Первым делом из него вынимали все внутренние органы: желудок, кишки. Готовить из субпродуктов начинали сразу же, ведь они очень быстро портятся.
Сейчас Ильяс живет в Ставрополе, работает архитектором: проектирует жилые дома и коммерческие помещения. Однако в детстве и юности он каждое лето проводил на большой дедовой ферме в ауле Каменномост. Там научился приготовлению горских блюд. По правилам, все внутренности заколотого животного отправлялись на кухню, где их тщательно мыли и разделяли: из требухи, нутряного жира и печени крутили домашние ливерные колбаски сохта и джерме, а сердце и легкое — сразу бросали на сковороду и жарили с курдюком и луком.
— Это всегда было работой младших в семье — сыновей-подростков. Я в своей семье до сих пор младший, так что навык есть, — смеется Ильяс. — В итоге получалось суровое мужское блюдо, которым и кормили тех, кто разделывает барашка, а затем варит из него ритуальную шорпу.
Если городское население от слова «потроха» чаще всего только морщится, то в селах всегда знали об их пользе и часто готовили. Причем не только на Кавказе. Недаром во Франции появилась фуа-гра (паштет из гусиной печени), а в Шотландии — хаггис (нечто вроде рулета из сердца, печени и легких).
Сейчас и диетологи подтверждают народную мудрость: содержание белка в субпродуктах больше, чем в мясе, а еще они богаты магнием, железом, цинком, фосфором, множеством аминокислот и разнообразных витаминов.
На Кавказе субпродукты тоже использовали вовсю. Чего только не научились из них готовить: начинки для лепешек и пирогов, домашние колбасы, закуски. У каждого народа на Кавказе есть и свой рецепт жаркого, конечно, «самый вкусный и правильный».
Так, ногайцы готовят опке-баур из печени, сердца и легкого, в Дагестане в каурму помимо потрохов добавляют куски рубца (часть желудка) и внутренний жир. А вот адыги кладут в гуашулибж все внутренности, а еще обильно сдабривают их специями и обязательно добавляют жгучего красного перца.
Правила приготовления жаркого сложились и у карачаевцев. Например, редко в таба тишлик отправлялась печень — из нее крутили домашнюю колбасу. Не в почете были и почки, их вообще редко используют в национальных рецептах. Детям же почки не давали совсем, поскольку верили, что из-за них могут появиться бородавки.
Чтобы приготовить это блюдо в наши дни, закалывать барана совсем необязательно. Все необходимые ингредиенты можно купить на рынке или в магазине. И если карачаевское жаркое почти всегда делается из овечьих легких и сердца, то для домашнего варианта подойдут и говяжьи потроха. Главное — убедиться в их свежести.
Особо тщательной проверки требуют даже не магазинные, а фермерские продукты: ведь печень, легкое, сердце могут быть заражены паразитами. Поэтому, покупая на рынке, всегда проверяйте ветсправки, просите разрезать кусок и осматривайте его: темных пятен или пузырей быть не должно. Если с покупкой все получилось, можно приступить к приготовлению.
Убираем ножом крупные бронхеолы из легкого и плотные сосуды на сердце. Нарезаем потроха небольшими кусочками — на один укус, размер может быть разный. Блюдо «суровое» и «мужское» — так что спокойно можно позволить себе некоторую небрежность. Несколько раз промываем нарезанные потроха в холодной проточной воде. Можно даже ненадолго замочить субпродукты. Затем сливаем воду и даем просохнуть.
— Обжаривать мы будем по старинке — на курдючном жире, — комментирует Ильяс. — На наше количество нужно совсем немного, граммов сто мелко порезанного курдюка, но можно заменить обычным растительным или сливочным маслом. На ферме у отца, когда режем барашка, мы готовим жаркое на открытом огне и сразу добавляем к нему нутряного жира.
Прогреваем масло (или кусочки курдюка) на небольшом огне. Добавляем легкое и сердце и обжариваем, периодически помешивая, до золотистости. Довольно быстро из субпродуктов начнет выделяться сок — это нормально, просто продолжайте тушить, пока жидкость не испарится.
Тем временем подготавливаем овощи, очищаем лук и картофель. Лук нужно нарезать на полукольца, картофель — кубиками по размеру примерно такими же, как потроха.
Когда жидкость в сковородке испарилась и снова запустился процесс жарки, добавляем к потрохам соль, перец, лавровый лист, пару горошин душистого перца и щепотку сухого красного базилика.
— Базилик — это мое авторское дополнение, отличная приправа, у него тонкий вкус, и он смягчает аромат любого мяса, даже баранины, — поясняет «повар». — Специи нужно совсем чуть-чуть: у сердца и легкого и так очень мягкий вкус. А вот солить до начала готовки нельзя, иначе мясо будет жестким, отдав слишком много сока.
Следом за приправами отправляем в казан подготовленный лук и тушим под закрытой крышкой минут пять. Когда лук становится немного мягким и прозрачным, добавляем картошку. Обжариваем несколько минут картофель с мясом на сильном огне, затем, убавляем огонь и вливаем примерно стакан холодной воды. Накрываем казан крышкой и тушим минут 20, периодически помешивая содержимое.
Если картофель немного разварится, пропитавшись мясным соком, ничего страшного. Так даже вкуснее, уверен Ильяс.
— Никакой картошки, конечно же, в старинном рецепте не было. Это современная добавка. И на фермах, когда готовит кто-то из мужчин, ее часто не используют. Просто обжаривают и тушат субпродукты с луком и курдюком, правда, его добавляют много. Поэтому у нас получился более легкий вариант блюда, менее жирный. Но при этом оно осталось таким же сытным. Этого объема хватит, чтобы 4−5 человек могли плотно закусить.
Подается готовый таба тишлик горячим, с хлебом, айраном и чесночным соусом тузлук.