Музыканты бьют тревогу: скоро на Северном Кавказе не смогут собрать полноценный симфонический оркестр. Причина — почти не осталось духовиков. В оркестрах в основном играют люди старшего поколения, и может так случиться, что сменить их будет некому. Это раньше в музыкальных школах учились играть на самых разнообразных инструментах, от гобоя до кларнета, сегодня интерес уже не тот.
Решать проблему пытаются с помощью приглашенных музыкантов — в Северную Осетию, например, пригласили фаготистку из Донецка, которая теперь выручает сразу несколько кавказских оркестров. Но нашлись энтузиасты, выбравшие другой путь. Галина Бабаян, музыкальный педагог и гобоистка симфонического оркестра местной филармонии, три года назад собрала в ансамбль деревянных духовых инструментов, который символично назвала «Вдохновением», три десятка детей — тех, кто через несколько лет будет задавать тон в северокавказской классической музыке. По крайней мере, на это надеется музыкальная общественность.
Не надо быть прорицателем или большим знатоком музыкальных дел, чтобы предположить очевидное: проблема в том числе и в деньгах. Может быть, это даже главная проблема.
— Специалисты, окончившие консерваторию, не приедут во Владикавказ, где заработная плата около 10 тысяч рублей, — говорит глава союза композиторов Северной Осетии Ацамаз Макоев. Такое положение вещей наблюдается и в симфонических оркестрах и Кабардино-Балкарии, и Ставрополя, и Кисловодска, где зарплаты безумно низкие по сравнению со столичными. Все пытаются попасть в грантовые оркестры с зарплатой от 150 тысяч рублей. Чувствуете разницу? Целая пропасть.
Макоев говорит, что проблема с духовиками не только на Кавказе — она в провинции практически везде.
— На всю республику — один фагот! Музыкант, окончившая Донецкую консерваторию, попала сюда по рекомендации одного из моих знакомых. Республика оплачивает ей съемное жилье, все миграционные расходы. И нашей фаготисткой пользуются все оркестры соседних республик. Поэтому счастье, что у нас есть детский духовой ансамбль. Коллектив, который несколько лет назад создала Галина Бабаян, по сути, уникален. Дети, безусловно, талантливые. И надо умолять родителей, чтобы они настаивали на дальнейшей музыкальной карьере своих детей, уже профессиональной.
— Самое время бить в набат, — говорит худрук Академии молодых оперных певцов Мариинского театра Лариса Гергиева, возглавляющая Северо-Осетинский театр оперы и балета. — Я просто в ужасе, когда думаю о том, что будет завтра. Раньше занятия по классу гобоя, фагота, кларнета, трубы были в музыкальных школах обычным делом, мы растили своих музыкантов. А сегодня, чтобы поставить ту или иную оперу, нужно приглашать музыкантов из других городов. И это проблематично, потому что требует денег.
Маленькая рыжеволосая девчушка с редким именем Весна (ударение на первый слог) все время болела бронхитом. Пока доктор не прописал… флейту. Сейчас ей восемь лет, и она уже многократный лауреат российских и международных конкурсов. С гордостью заявляет, что играла с настоящим симфоническим оркестром (музыканты подтвердят: сделать это непросто даже самому одаренному ребенку). Девочке безумно нравится то, чем она занимается, и Весна не капризничает, даже когда валится с ног от усталости. На таких детей у взрослых большие надежды — что не пропадет ни рвение играть на высоком уровне, ни решимость преодолевать трудности.
— У ребят, которые учатся в музыкальной школе, двойная нагрузка. Нам приходится помимо общеобразовательных предметов учить и музыкальные уроки, а это не так уж и легко. Особенно когда смотришь в окно и видишь, как там гоняют в футбол. В такие моменты думаешь все бросить, — говорит Хетаг Кониев, играющий в оркестре на блок-флейте. — Но такие мысли приходят ненадолго, потому что впереди конкурсы, концерты, фестивали, а я очень люблю выступать.
Его мама говорит, что сцена для сына самая настоящая страсть. Хотя поначалу музыкой он даже и не планировал заниматься. Но в какой-то момент в школе было прослушивание, детей отбирали в муниципальный хор, мальчик попал в музыкальную школу, с пением в итоге не заладилось — но с духовыми инструментами случилась любовь с первого взгляда.
— Занимается уже четыре года в музыкальной школе и три в ансамбле, — рассказывает Марина, мама Хетага. — Причем если в общеобразовательной он учится блестяще, то в музыкальной пришлось подтянуться. Хетаг четко усвоил правило: хорошие оценки в школе — залог его продвижения по карьерной лестнице артиста и участия в международных конкурсах. А здесь участвуют только сильнейшие.
Вообще-то Хетаг мечтает играть на гобое. На блок-флейтах играют многие дети, которые хотели бы осваивать более редкие и дорогие инструменты, на которые нет денег. Видимо, Хетагу придется распрощаться со своей мечтой, и он уже подумывает о том, чтобы стать саксофонистом.
Хетаг перейдет на саксофон не только потому, что тот моднее, но и потому, что стоит он втрое дешевле, хотя тоже дорого: саксофон можно найти за 100 тысяч рублей, а гобои стоят от 300 тысяч и выше. В Осетии просто нет таких зарплат, чтобы родители могли позволить себе купить своему ребенку гобой за 300 тысяч.
Когда Галина Бабаян создавала детский ансамбль, ей пришлось покупать инструменты на свои деньги и потратить на это несколько десятков тысяч рублей. Самый же дорогой инструмент — как раз гобой — принес тогда Асламбек Козаев. Гобой был подержанный, но звучал хорошо. Сейчас, правда, Асламбек в ансамбле не играет — вырос, закончил музыкальную школу и думает о продолжении карьеры гобоиста. Придет ли кто-то ему на смену, пока вопрос.
— Музыкальные инструменты, конечно, дорого стоят. Но существует же федеральная программа, которая должна помогать музыкальным школам! — говорит Лариса Гергиева. — Если сейчас не принять экстренных мер, то уже в ближайшем будущем не сможем собрать оркестр!
Пока взрослые рассуждают о будущем, детский оркестр живет веселой и насыщенной жизнью. Особенной популярностью концерты пользуются у школьников. Проходят в разных формах: то это рассказ о музыке, иллюстрацией к которому служат сами музыкальные произведения, то — сказка. Ребята из оркестра всегда участвуют в составлении репертуара. Перед очередным концертом всякий раз идут бурные обсуждения, дети не спят ночами — пишут, придумывают, фантазируют. И еще у них бесконечные репетиции, длящиеся по три-четыре часа.
Самая, пожалуй, яркая и запоминающаяся программа у «Вдохновения» — на морскую тематику. Здесь не только классические произведения, но и мелодии из «Пиратов Карибского моря». На сцене разворачивается настоящее театрализованное действие, где все как у взрослых: декорации, костюмы, грим. И полный аншлаг. В творческий процесс во влечены не только сами дети, но и их родители.
— Родители сами шили тельняшки, пиратские треуголки, один из отцов смастерил даже огромный пиратский корабль из подручных материалов, — не скрывая эмоций, делится Света Бирагова, мать одного из мальчиков. — Уже на стадии подготовки все были в предвкушении, не могли дождаться «дня икс». Теперь нас каждый раз просят показать именно «пиратов». И когда сына просят сыграть что-нибудь, он сразу играет мелодии из этой программы. И чувствует себя звездой!
Ансамбль гастролирует по многим городам России, в репертуаре — произведения Штрауса, Свиридова, Хачатуряна. В активе — семь побед на международных конкурсах, внушительная коллекция из 15 призов. Концерты «Вдохновения» с удовольствием показывает местное телевидение.
— Галина Бабаян — замечательный педагог, — говорит Лариса Гергиева. — Она собрала ярких, одаренных детей, которые пропагандируют этот вид искусства, привлекают внимание к тому, как удивительно звучат духовые инструменты. Они много выступают на различных конкурсах и всегда с непременным успехом, дают благотворительные концерты, играя, в том числе, и перед маленькими пациентами больниц, в детских домах. Этот коллектив — необыкновенной красоты звезда на музыкальном небосклоне республики.
Арман тоже мечтает о гобое, поэтому не сводит восхищенных глаз с Асламбека — по его меркам, «ветерана». Он, наверное, самый маленький из мальчишек, ростом ненамного больше гобоя, на котором хочет играть. Педагоги прочат ему большое будущее — мальчик очень талантлив.
Таких малышей здесь много: Галина Бабаян не остановилась на достигнутом и собрала еще один состав ансамбля — «Домисольку» для самых маленьких. Малыши появились в прошлом году, им от четырех до шести лет. Для них Галина разработала полноценную программу подготовки. Результаты видны уже после первых конкурсов — завоеваны две первые премии.
— Созданы не только два замечательных детских коллектива, но и программы раннего развития, по которым Галина Владимировна работает второй год и показывает блестящие результаты, — говорит директор Центра методической работы и повышения квалификации специалистов Элла Айларова. — Дети очень быстро осваивают достаточно сложные духовые инструменты и прекрасно играют в ансамбле. Вообще дети неохотно идут в музыкальные школы — сказывается увеличившаяся нагрузка в общеобразовательных школах, а к этому педагогу, несмотря на трудности, они идут с удовольствием. Я думаю, что такие программы заинтересуют других педагогов и будут успешно использоваться.
Новое поколение очень развито, считает Галина Владимировна. Быстро мыслят, с легкостью осваивают компьютерную технику. Правда, все меньше общаются друг с другом, меньше восхищаются, сопереживают. Она пытается будить в них интерес к возвышенному — к тому, что скрыто в них самих.
— Я очень рада, что благодаря ансамблю появилось так много по-настоящему увлеченных музыкой детей, — говорит Галина. — Мы только в начале пути и, надеюсь, покорим еще немало музыкальных олимпов, а наши воспитанники в будущем станут известными музыкантами и займут свое достойное место среди профессиональных коллективов.