Культура
Disney по-дагестански
21 января, 2019
4545
Городской мальчик Ахмед попадает в горное село. И не просто в село — а в прошлое. Что его ждет? Приключения! Это сюжет «Аула мастеров» — первого мультфильма, снятого в Дагестане

— У нас обувь снимают. Вы не смотрите, что пол такой, как будто грязный, — говорит руководитель группы компаний «Альтус» Руслан Салимагаев, — это дизайнерская задумка такая. Вот вам тапочки.

Стильный просторный офис студии анимации расположен на первом этаже жилого дома на окраине Махачкалы. Интерьер выдержан в строгой черно-белой гамме. Здесь несколько помещений, где можно поработать, отдохнуть и перекусить.

— Тут работают творческие люди, некоторые остаются на ночь, — объясняет Руслан.

Из окон в пол на улицу смотрят большие картонные фигуры главных героев дагестанского мультфильма «Аул мастеров». Первого дагестанского, утверждает Руслан.

Первый дагестанский

— Мультфильмы о Дагестане есть. Это снятый по мотивам сказки Ахмедхана Абубакара «Сладкий родник». И еще один, «День рождения», про аждаха — дагестанское чудовище из народного фольклора. Но оба они сняты киностудией «Союзмультфильм». Мультиков, созданных от и до дагестанцами, еще не было.

Руслану 36 лет, больше десяти из них он занимается бизнесом. Студия анимации заработала пять лет назад. Вместе с ее открытием появилась и мечта — сделать свой мультфильм о Дагестане.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Вселенная Шарвили: как из дагестанского эпоса сделали комикс
Народный эпос лезгин теперь можно прочитать в виде комикса. На первый взгляд, народное сказание и поп-культура — гремучая смесь и потенциальный хит, но нужна ли людям история про «дагестанского Тора»?

— У каждого народа своя культура, свои традиции, и хотелось отобразить их с помощью анимации. А кто лучше сделает это, кроме нас самих? Я не против западной анимации, она прекрасная, есть очень добрые мультфильмы, но есть и такие, на которые страшно смотреть: несуществующие существа со страшными глазами… Не знаю, что там авторы курят, но, когда мои дети, а у меня их трое, это смотрят, я ужасаюсь.

В студии Руслана придумали и презентовали персонажей и варианты сценария. Но дальше работа застопорилась. Причин было две: кадры и финансы.

— Огромное количество времени ушло на обучение новых ребят, потому что у нас большие проблемы со специалистами в анимации и вообще в 3D-графике. Еще было много обещаний от госструктур поддержать нас деньгами. В итоге я потратил девять миллионов рублей на создание этих персонажей, обучение, технику.

Чтобы заработать, Руслан параллельно развивал другие направления своего бизнеса: туризм, видеорекламу, маркетинг.

Ускорили процесс деньги гранта президента России, полученные год назад. Полутора миллионов, столько осталось от 2 100 000 рублей после выплаты налогов, хватило на отрисовку трех серий хронометражем до десяти минут каждая.

В конце октября первые серии, наконец, презентовали. Однако посмотреть их пока нельзя. Руслан объясняет, что будет устраивать и другие презентации мультфильма, и обещает, что скоро они появятся в YouTube, а пока в широком доступе только трейлер. Продвигать свою продукцию «Альтус» надеется и через кинотеатры.

Ахмед отправляется в прошлое

За пять лет сценарии менялись несколько раз. В итоге «Аул мастеров» рассказывает историю о маленьком мальчике Ахмеде. На летние каникулы папа отвозит его из города в село к бабушке Ханум. Село, куда попадает мальчик, не имеет никакого названия. Аул мастеров — собирательный образ.

— В каждом дагестанском селе есть свои мастера, и каждая серия будет связана с каким-то искусством, — рассказывает предприниматель. — Мы попытались отразить проблему оттока населения в города. Придумали машину времени. Герои будут возвращаться в прошлое. В каждой серии будет рассказываться, как раньше занимались ремеслом, насколько уважали труд. В первой серии показана история кузнеца, который не знает, где брать руду.

Некоторых героев озвучили в Махачкале, часть — за пределами республики.

— У нас очень мало профессионалов этого дела. Ну кто когда сталкивался с озвучкой мультфильмов? — поясняет Руслан.

Пока герои мультика говорят только на русском языке. Но авторы планируют перевести его не только на языки народов Дагестана, но и на языки соседних республик.

Плоский мир

Руслан с гордостью демонстрирует первую серию на рабочем ноутбуке. Правда, из-за нехватки денег мульт пришлось создавать в 2D.

— Персонажи в 3D — это очень сложная техника, намного больше времени занимает и очень большие затраты в плане финансов. Поэтому мы решили начать с 2D. Одна секунда стоит от трех до четырех тысяч рублей: оплата работы сотрудникам, содержание офиса, — говорит Руслан.

На ноутбуке мелькают картинки с главным героем.

— В чем разница между 2D и 3D? Вот мальчик. Его как из пластилина слепили. Можно повернуть его на 360 градусов. Итак, у нас есть готовая модель. После этого мы заставляем ее двигаться. Он шевелит рукой, ногой, каждым пальцем.

Горы, дома, люди — все имеет объем.

— Видите разницу? Вот сельский автобус, я на таком ездил в Хубар через Дылым. Модель автобуса, стекла, в которых все отражается, крышка бака, которая должна подпрыгивать во время езды. Нам было приятно над этим работать, все такое красивое получается.

Пока наработки, сделанные в 3D, остаются в ноутбуке.

Еще не конец фильма

— По образованию я юрист. Но рисованием интересовался всегда, — объясняет сидящий за одним из компьютеров в студии художник-дизайнер студии Марат Омаров. — Так что решил заняться тем, что нравится. Обучался здесь, в студии. Я занимаюсь второстепенной работой: рисую здания, которые мелькают в кадре, например.

Марат открывает на компьютере одну из многочисленных папок с фотографиями.

— У меня здесь примеры архитектуры дагестанских сел. В селах я не был, так что приходится рисовать по фотографиям. Как брать из головы то, что не видел? А вдохновение не так важно, если ты знаешь, что нужно нарисовать, и ничего не нужно придумывать. Рисуешь и рисуешь себе.

Всего в студии анимации постоянно работают восемь человек. Еще несколько подключаются на разных этапах создания мультфильма.

На трех сериях Руслан останавливаться не собирается и даже вынашивает идеи, как монетизировать свой труд, однако в части бизнеса карты раскрывать отказывается.

— Пока я буду жив, буду стараться делать этот мульт и радовать детей. До конца 2019 года очень постараемся выпустить еще хотя бы пару серий.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Звезда мировой оперы Василиса Бержанская: «Музыка — это язык мира»
Уроженка Ессентуков развенчала популярные мифы и рассказала, как завоевать любовь европейской публики
Юбилей СКФО. Факты и рекорды Северного Кавказа за 15 лет
В честь 15-летия Северо-Кавказского федерального округа собрали все самое интересное о его культуре, достижениях и природных достопримечательностях
Мэр Махачкалы Юсуп Умавов: «Главное — у нас люди очень добрые, гостеприимные»
Об увеличении турпотока до 1,5 млн, решении проблем ЖКХ, будущих морских круизах и чуде чуду — эксклюзивный разговор с главой столицы Дагестана
Сила слова. Как кавказской прессе удается процветать в цифровую эпоху
В День российской печати рассказываем о региональных газетах и журналах, притягивающих литераторов и культурных деятелей со всей страны и вдохновляющих читателей уже не одно десятилетие
«Нужно морально вытягивать человека». Как дагестанский травматолог возвращает пациентам желание жить
Доктор Марат Кадиев, отец шестерых детей и директор клиники, — о тяге к жизни и важности делегирования
«Дагестан стал для нас страной чудес»: как на Кавказе снимали «Волшебника Изумрудного города»
1 января в прокат выходит фильм, обещающий стать кинохитом этих каникул. Узнали, как проходили съемки в Дагестане
Полная версия