Национальная тема становится модной — и с народным музыкальным материалом в Кабардино-Балкарии сейчас работает немало авторов. Форма подачи очень разная: кто-то погружается в фольклор полностью, собирает старинную музыку по крупицам в архивах или записывает жителей отдаленных сел, а кто-то смело миксует народные мотивы с современностью. Залим Бекулов — из вторых, хотя признает, что поначалу и вовсе об этом не думал. Нам он рассказал о том, как писать электронную музыку на Кавказе и что с ней потом делать.
— Вообще, сегодня электронику довольно сложно раскручивать, — сетует Залим. — Композиторов и исполнителей очень много, а слушателей мало. Так что вот, в частности, IDM (intelligent dance music) одно из направлений, в которых я работаю, постоянно хоронят, но стиль никуда не делся.
В этих условиях «вечных похорон» музыканты не теряют надежду найти слушателя и как-то монетизировать свое занятие. Композитору из Нальчика улыбнулась удача: в начале года альбом Залима Бекулова Amentia издал словацкий музыкальный лейбл Aliens Production — не крупный, но один из самых уважаемых среди поклонников электронной музыки. Ее словаки продвигают еще с середины 90-х.
— Я стараюсь работать так, чтобы за год хватало материала на новый альбом. В этот раз просто взял и отправил ссылку на записи в разные интересные мне лейблы. Чистая вкусовщина, — вспоминает Залим.
Чуда не произошло, на утро после рассылки никто не постучал в дверь с многомиллионным контрактом. Но музыкант решил зайти с другого бока и позвонил человеку, который работает в Aliens Production — номер у него оказался почти случайно. Тот объяснил, что времени ходить по ссылкам и слушать все, что приходит на почту, ни у кого нет, но все же попросил скинуть записи.
Многие подобные истории заканчиваются стандартным «мы вам перезвоним (нет)», но в этот раз, и правда, перезвонили, заключили контракт, договорились о процентах с продаж в интернете и издании небольшого тиража на физических носителях. Таковыми неожиданно оказались кассеты.
— Странный выбор, конечно, но мне даже нравится, — говорит музыкант. — Есть в этом что-то, как сейчас модно говорить, ламповое. Часть тиража мне выслали почтой — это такой бонус.
Еще одним неожиданным для исполнителя бонусом стало то, что его музыку взяли на несколько радиостанций в Европе и США. Залим объясняет, что электронику берут преимущественно на тематическое интернет-радио, то есть слушали его люди, которые интересуются именно этим направлением.
— У этих станций не то чтобы очень много подписчиков. Это такая тусовка для своих. Но представить себе, что ты на какое-то время оказался среди этих своих на ганноверской радиостанции Grenzwellen, или на другом немецком радио Radio Metropolis One, или, например, на Dark Nation Radio… Это очень греет душу.
У «электронщика» Залима академическое образование: он окончил Северо-Кавказский институт искусств по специальности «дирижер хора». Правда, хором он не дирижирует, а поет в нем — работает в местном музыкальном театре. И поначалу в полном соответствии со своим образованием интересовался преимущественно классикой, потом — электроникой, а в какой-то момент обнаружил себя в поле адыгской музыки.
— Я понимал, что это становится актуальным. Хотя то, как используют национальные мотивы на нашей эстраде, мне совершенно не по душе. Когда мне предложили поработать с фольклорной группой Hagauj, согласился. Смесь фолка и электроники — это не новость, но именно у адыгов я такого раньше не встречал.
Довольно быстро пути музыканта и группы Hagauj разошлись, но от идеи работать с национальной музыкой Залим не отказался: тема «не отпускает». Есть треки с национальными элементами и в недавно вышедшем альбоме, но большую их часть Бекулов планирует выпустить позже одним альбомом.
Название текущего проекта Залима — Jash Teua, Жащ Тэуа — само по себе отсылка к национальной культуре.
— Это такое понятие, которое мне довольно сложно адекватно перевести на русский, — рассказывает он. — Сонный паралич. Нападающий ночью. Что-то, чем иногда пугают детей. Но для меня в этом образе больше загадки и красоты, а не страха.
В музыке Jash Teua, и правда, есть некая парализующая слушателя медитативность — мелодия если и не погружает человека в глубины подсознания, то явно к этому стремится.
Свой стиль Залим Бекулов определяет как смесь IDM, trip-hop, ambient, downtempo и modern classic с примесью фолка.
— Электронную музыку можно назвать в некотором смысле конструктором: ты работаешь в программе с рядом уже существующих в ней звуков, модифицируешь их, добавляешь что-то свое, — объясняет он.
Каждый трек возникает по-своему: что-то ухо выхватывает в шуме городских улиц, а потом звук постепенно обрастает подробностями. Что-то возникает в процессе хаотичной работы со звуком, когда перебираются разные варианты сочетаний. А некоторые вещи возникают сами по себе, собираются из чего-то фонового, и никуда уже от них не денешься — навязчиво звучат в голове.
— Как отличить это от шизофрении? Говорят, сумасшедшим звуки в голове мешают жить, они навязчивы в плохом смысле. Мне эта музыка не мешает, — рассуждает композитор. — Ну, это я себя вроде как успокаиваю.
Своего слушателя Jash Teua чаще всего находит в сети. Залим говорит, что его не слишком задевает тот факт, что для Кавказа и для Кабардино-Балкарии в частности электронная музыка — не самое популярное направление.
— Мои мать и отец не из творческой среды, но мама всегда мечтала, чтобы нас с братом показывали по телевизору, как Киркорова, — смеясь, вспоминает Залим. — Но Киркорова из меня не получилось.
Но звездой себя почувствовать немного все же удалось. В марте он впервые вышел на публику — выступил в проекте нальчикского радиожурналиста Влада Васина «Портал».
— Что касается мировой славы, я пока больше лежу точно по направлению к цели, — смеется он. — Пока я все же слишком погружен в оттачивание нового материала.
Сейчас Залим работает над клипами для будущего альбома — того самого, в котором наибольшее внимание будет уделено национальной музыке, и ищет площадки для выступлений.
— Я всегда считал и считаю, что любая работа должна приносить деньги, — признается музыкант. — Понятно, что в своем направлении я, скорее всего, не заработаю миллионов, но готов пробовать что-то еще. Возможно, даже буду писать музыку для эстрадных исполнителей. Это ведь тоже может быть интересно сделано, не на уровне какой-нибудь сельской свадьбы. Почему нет?