Приглушенный свет, фортепиано, проигрыватель, пластинки… Ими же украшена одна из стен. Густой, объемный звук винила задает тон и настраивает на теплые «ламповые» вечера.
Проект «Портал» появился в Нальчике летом, когда радиоведущий Влад Васин решил создать площадку для творческих встреч и экспериментов.
Выбрали Дом Радио: большой павильон находится в самом центре города. С тех пор концертная студия, где в советское время записывались старейшие хоры и оркестры Кабардино-Балкарии, стала центром притяжения креативной молодежи города. Вход на субботние вечера свободный — не нужно ни платы, ни предварительной регистрации.
Каждую неделю здесь звучит живая музыка, проходят лекции или литературные встречи — приходят самые разные люди.
— С самого начала проект задумывался как аудиальный, — говорит Влад. — По итогу выступлений в эфире «Радио России. Кабардино-Балкария» звучит одноименная передача, которую можно послушать и в соцсетях. «Порталом» занимаемся я и наш звукорежиссер, музыкант Астемир Маршенкулов.
Каждое выступление-перформанс предполагает диалог между выступающим и зрителем: задать вопрос, поделиться впечатлением и просто поблагодарить — можно и нужно.
— Идея взаимодействия мне кажется очень важной, — объясняет Влад. — Некоторые встречи в «Портале» так и возникли: люди услышали друг друга, пообщались, создали проект — и выступили в новом для себя формате.
На сцене «Портала» оказываются самые разные люди. Мы попали на литературно-музыкальный вечер «Фестиваль без имени». Он объединил начинающих и хорошо знакомых творческому Нальчику авторов. Прозвучал, например, камерный инди-поп Елены Милосердовой, лиричный и чувственный.
— Выбрала три композиции, — говорит она. — Одну из них — «Имбирное лето» — нигде не исполняла. Спасибо зрителям за поддержку: без них — что бы мы тут делали…
Зрителей в «Портале» обычно три десятка человек — для небольшого Нальчика это немало.
— Во время прямого эфира в Instagram кто-то закинул шутку: «Не приходите в „Портал“ — мест нет». 32 человека — вместимость зала по норме. Но давайте не будем ее соблюдать, — смеется Влад.
Среди зрителей «Фестиваля без имени» — постоянные гости «Портала» и новые лица: одни пришли «поддержать своих», другие давно подписаны на проект в соцсетях, третьи знакомы с организаторами. Случайных людей почти нет.
— Прихожу каждый раз, независимо от программы. Мне важно знать, что происходит, — говорит одна из зрительниц. — Сегодня музыка и стихи — как раз то, что нужно.
Стихи Бродского читал актер и режиссер Балкарского драматического театра Аубекир Мизиев, а еще были каверы на классику рока и авторская музыка, а иногда — поэзия и музыка одновременно.
— Стихи не выбирал: взял те, что нравятся. Была большая мечта сделать программу под музыку, но долго не мог найти того, кто бы подыграл мне на бас-гитаре. Мне рассказали про Макса Хорина: ему 17, и мне с ним очень повезло. Я читал, он набрасывал мелодию… Репетировали два дня, он на лету все подхватывал, — делится поэт, сооснователь клуба любителей винила Алан Рамонов.
Художница Джамиля Хаджиева читала прозу — часть ее цикла о каргисах.
— Каргисы — от балкарского слова къаргъа, ворона. Отправной точкой для создания образов людей-птиц был персонаж из потрясающей книги Чайны Мьевиля «Вокзал потерянных снов». Рисую, пишу тексты к картинкам — и делаю каргисов из кожи. Это брелочки. Для меня они — воплощение духа приключений, авантюризма… По моей задумке, брелочки должны сопровождать людей в путешествии.
На этот раз основным организатором вечера была Дарья Шомахова — поэт, журналист, основатель журнала для молодых поэтов, прозаиков, драматургов и критиков региона «Буква».
— Зачем это делаем? Все традиционно: творческих молодежных мероприятий такого формата в городе нет, поэтому организовываем их сами, — объясняет она. — Изначально думали об акустическом вечере в музее, но потом поговорили с Владом — и решили сплавить наш фестиваль с «Порталом». Площадка интересная, люди с ней знакомы… Из зала делились мыслями, говорили, что все было очень искренне.