Культура
Гончарный Хэллоуин
31 октября, 2017
510
В преддверии «ужасного» праздника мы отправились в неожиданное место — гончарную мастерскую, где придумали альтернативный способ отметить канун Дня всех святых

Хэллоуин можно отмечать по-разному или не отмечать вообще, особенно если ты живешь на Кавказе, где регулярно разгораются споры, «шайтанский» ли это праздник и стоит ли обращать на него внимание. В гончарной мастерской в Нальчике по-своему ответили на этот вопрос: устроили мастер-класс по лепке тыкв-подсвечников.

***

Работа с глиной — занятие успокаивающее и медитативное. Но это медитация, во время которой приходится «попыхтеть».

— Тот, кто сказал «податливый, как глина», никогда с ней не работал, — бросает одна из участниц мастер-класса по лепке тыкв-подсвечников, и эта реплика тут же назначается остальными фразой дня.

На самом деле глина вполне податлива — но только не в первые минуты, когда пытаешься превратить бесформенный кусок сначала в аккуратный небольшой столбик («Не делайте колбасу!»), потом в шар («Шлепайте сильнее! Еще сильнее!»), а шар кидаешь на круг («Со всего маху! А ты молодец, у нас мужики не всегда так кидают в первый раз»). А самое неожиданное — поведение глины на круге. Когда смотришь видео, кажется, что все очень легко, мягко и едва ли не само собой. Ноющие мышцы ладони — оказывается, они существуют — говорят о другом. Но когда у глины появляется форма, поднимаются стенки будущей тыквы-чаши, приходится перестраиваться — и уже не прикладывать столько усилий, а не то безнадежно все сомнешь.

В своем кругу

Пока в Нальчике, как и вообще на Северном Кавказе, не очень много мест, в которых не только предлагают отдохнуть, но и одновременно чему-нибудь научиться. Так что лепку из глины не назовешь сверхпопулярным увлечением, но в городе есть пара-тройка мест, где можно попробовать свои силы, в том числе мастерская «Гончарный круг».

Мастерская — это две девушки: Милана Хацукова и Эльмира Шаваева, которые ведут занятия, стол, собственно сам гончарный круг и куча полок с глиняной утварью — произведениями учеников. Эльмира занимается с детьми, а Мила — со взрослыми.

— Пару лет назад у нас был очередной фестиваль «Атажукин сад» в парке, туда приехал гончар из Ставрополя Вячеслав Орлов, он проводил мастер-класс. Можно сказать, он помог мне сделать первые шаги, — вспоминает Мила. До того, как уйти в гончарное дело, она была известна в городе как довольно успешный фотограф. Но тянуло лепить. Стала осваивать ремесло — а со временем открыла мастерскую.

Какие были трудности? Оказалось непросто достать глину. Попробовали заказать в Пятигорске, но производители не согласились поставлять товар маленькими партиями.

— Не захотели продавать тонну, — ворчит Мила.

В итоге пришлось налаживать контакты с Подмосковьем, где есть завод, ориентирующийся именно на мелкие частные мастерские.

Глина и человеческая ДНК

Сейчас в «Гончарном круге» занимается несколько групп, в основном дети. Но и взрослые интересуются — это способ необычно провести выходной, научиться делать что-то руками, ну и своего рода арт-терапия.

— Летом дети ходили всю неделю, проводили тут по полдня. Сейчас людей стало меньше, — делится Мила. Но это ее не печалит, так как бизнесом она гончарное дело не считает и цели зарабатывать перед собой не ставила. Поэтому и не продает никаких изделий из глины. А еще — не старается сделать что-то в национальном кабардинском стиле, хотя национальные мотивы набирают популярность.

— Я не гонюсь за модой. Мне хочется, чтобы мастерская жила и у меня была возможность заниматься этим ремеслом, — объясняет девушка. — Город у нас маленький, потенциальных учеников не так много, но к нам приходят очень интересные люди.

Самым интересным гостем мастерской Мила называет священника из американского Сакраменто.

— Написал мне на «Фейсбуке», попросил встретиться. Оказался выходцем из Туркменистана, всю сознательную жизнь живет в Америке, изучает связи глины и человека по Библии, в мифологиях разных народов, в литературе. Мы обсуждали, насколько глина близка к составу человеческой ДНК. Это было как будто встреча с человеком с другой планеты.

«Зачем это вообще кому-то надо?»

За пределами мастерской девушки-гончары встречают самые разные отзывы о своей работе. Мила рассказывает, что иной раз родственники удивляются: зачем это вообще кому-то надо? Кто к вам ходит? Что они делают?

— Я не обижаюсь. Если посмотреть на это с точки зрения человека, который всю жизнь занят каким-то одним делом, затея что-то лепить, обжигать, вся эта посуда действительно может выглядеть странной, — признается Мила. Она рассказывает о женщине-враче — одной из своих учениц.

— Она как-то сказала: «Девочки, вы осознаете эту благодать? Вы сидите здесь, делаете то, что вам нравится, и это ваша работа». Эта ее фраза мне очень запомнилась.

Возможно, поэтому Эльмира и Мила не собираются бросать свое «странное» дело. Мила, напротив, сейчас проходит онлайн-курс «Не новички» в школе Angry Potter School. 31 неделю участники получают задания, и закончится все только в июне.

— Эксперименты и постоянная работа руками — вот что вдохновляет и дает результат, — говорит Мила.

***

Тыквенная медитация закончена. Перемазанные руки ученикам придется хорошенько оттирать губкой — непривычно. Но как результат — подсвечники той или иной степени жизнеспособности.

Их в мастерской решили делать не потому, что придают какое-то особенное значение Хэллоуину. Мила не может сказать, что любит этот праздник, но и не осуждает.

— Дети сами предложили лепить тыквы. А раз им это интересно, мы не видим причин, чтобы не попробовать. Ну, вот я решила и взрослых пригласить на тыквенный мастер-класс.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Нити памяти. Как следователь из Карачаево-Черкесии бросила работу и занялась возрождением свадебных традиций
Каждый платок для Мадины Узденовой — рассказ, сплетенный из орнаментов, судеб и времени. Изучая старинные техники, она сохраняет живую память прабабушек и передает ее новым поколениям
«Если думаешь о пути — идешь»: кто и зачем возрождает канатоходство в Дагестане
Он проезжал на мотоцикле по тросу над Сулакским каньоном и проходил между взмывшими в небо воздушными шарами, но его цель — не рекорды. Искренний разговор с канатоходцем в шестом поколении
В Нальчик — за необычным контентом
Победители Всероссийского конкурса юных журналистов и блогеров «ЮНПРЕСС: о науке» отправились в медиаэкспедицию в КБР
Дом с историей. 113 лет нальчикского медфака
Эти стены застали времена Дикой дивизии и видели горянок, которые боялись учиться. Факты о здании медфака, неизвестные даже нальчанам
Готовый маршрут по всему Северному Кавказу для новичков
Весь СКФО за один отпуск. Грандиозный гид по самым главным достопримечательностям Кавказа
Топ самых фотогеничных мест Северного Кавказа
От Сулака до Кольца. Составили для вас список мест в СКФО, где непременно надо сфотографироваться
Полная версия