{{$root.pageTitleShort}}

Гончарный Хэллоуин

В преддверии «ужасного» праздника мы отправились в неожиданное место — гончарную мастерскую, где придумали альтернативный способ отметить канун Дня всех святых

Хэллоуин можно отмечать по-разному или не отмечать вообще, особенно если ты живешь на Кавказе, где регулярно разгораются споры, «шайтанский» ли это праздник и стоит ли обращать на него внимание. В гончарной мастерской в Нальчике по-своему ответили на этот вопрос: устроили мастер-класс по лепке тыкв-подсвечников.

***

Работа с глиной — занятие успокаивающее и медитативное. Но это медитация, во время которой приходится «попыхтеть».

— Тот, кто сказал «податливый, как глина», никогда с ней не работал, — бросает одна из участниц мастер-класса по лепке тыкв-подсвечников, и эта реплика тут же назначается остальными фразой дня.

На самом деле глина вполне податлива — но только не в первые минуты, когда пытаешься превратить бесформенный кусок сначала в аккуратный небольшой столбик («Не делайте колбасу!»), потом в шар («Шлепайте сильнее! Еще сильнее!»), а шар кидаешь на круг («Со всего маху! А ты молодец, у нас мужики не всегда так кидают в первый раз»). А самое неожиданное — поведение глины на круге. Когда смотришь видео, кажется, что все очень легко, мягко и едва ли не само собой. Ноющие мышцы ладони — оказывается, они существуют — говорят о другом. Но когда у глины появляется форма, поднимаются стенки будущей тыквы-чаши, приходится перестраиваться — и уже не прикладывать столько усилий, а не то безнадежно все сомнешь.

В своем кругу

Пока в Нальчике, как и вообще на Северном Кавказе, не очень много мест, в которых не только предлагают отдохнуть, но и одновременно чему-нибудь научиться. Так что лепку из глины не назовешь сверхпопулярным увлечением, но в городе есть пара-тройка мест, где можно попробовать свои силы, в том числе мастерская «Гончарный круг».

Милана Хацукова

Мастерская — это две девушки: Милана Хацукова и Эльмира Шаваева, которые ведут занятия, стол, собственно сам гончарный круг и куча полок с глиняной утварью — произведениями учеников. Эльмира занимается с детьми, а Мила — со взрослыми.

— Пару лет назад у нас был очередной фестиваль «Атажукин сад» в парке, туда приехал гончар из Ставрополя Вячеслав Орлов, он проводил мастер-класс. Можно сказать, он помог мне сделать первые шаги, — вспоминает Мила. До того, как уйти в гончарное дело, она была известна в городе как довольно успешный фотограф. Но тянуло лепить. Стала осваивать ремесло — а со временем открыла мастерскую.

Какие были трудности? Оказалось непросто достать глину. Попробовали заказать в Пятигорске, но производители не согласились поставлять товар маленькими партиями.

— Не захотели продавать тонну, — ворчит Мила.

В итоге пришлось налаживать контакты с Подмосковьем, где есть завод, ориентирующийся именно на мелкие частные мастерские.

Глина и человеческая ДНК

Сейчас в «Гончарном круге» занимается несколько групп, в основном дети. Но и взрослые интересуются — это способ необычно провести выходной, научиться делать что-то руками, ну и своего рода арт-терапия.

— Летом дети ходили всю неделю, проводили тут по полдня. Сейчас людей стало меньше, — делится Мила. Но это ее не печалит, так как бизнесом она гончарное дело не считает и цели зарабатывать перед собой не ставила. Поэтому и не продает никаких изделий из глины. А еще — не старается сделать что-то в национальном кабардинском стиле, хотя национальные мотивы набирают популярность.

— Я не гонюсь за модой. Мне хочется, чтобы мастерская жила и у меня была возможность заниматься этим ремеслом, — объясняет девушка. — Город у нас маленький, потенциальных учеников не так много, но к нам приходят очень интересные люди.

Самым интересным гостем мастерской Мила называет священника из американского Сакраменто.

— Написал мне на «Фейсбуке», попросил встретиться. Оказался выходцем из Туркменистана, всю сознательную жизнь живет в Америке, изучает связи глины и человека по Библии, в мифологиях разных народов, в литературе. Мы обсуждали, насколько глина близка к составу человеческой ДНК. Это было как будто встреча с человеком с другой планеты.

«Зачем это вообще кому-то надо?»

За пределами мастерской девушки-гончары встречают самые разные отзывы о своей работе. Мила рассказывает, что иной раз родственники удивляются: зачем это вообще кому-то надо? Кто к вам ходит? Что они делают?

— Я не обижаюсь. Если посмотреть на это с точки зрения человека, который всю жизнь занят каким-то одним делом, затея что-то лепить, обжигать, вся эта посуда действительно может выглядеть странной, — признается Мила. Она рассказывает о женщине-враче — одной из своих учениц.

— Она как-то сказала: «Девочки, вы осознаете эту благодать? Вы сидите здесь, делаете то, что вам нравится, и это ваша работа». Эта ее фраза мне очень запомнилась.

Возможно, поэтому Эльмира и Мила не собираются бросать свое «странное» дело. Мила, напротив, сейчас проходит онлайн-курс «Не новички» в школе Angry Potter School. 31 неделю участники получают задания, и закончится все только в июне.

— Эксперименты и постоянная работа руками — вот что вдохновляет и дает результат, — говорит Мила.

***

Тыквенная медитация закончена. Перемазанные руки ученикам придется хорошенько оттирать губкой — непривычно. Но как результат — подсвечники той или иной степени жизнеспособности.

Их в мастерской решили делать не потому, что придают какое-то особенное значение Хэллоуину. Мила не может сказать, что любит этот праздник, но и не осуждает.

— Дети сами предложили лепить тыквы. А раз им это интересно, мы не видим причин, чтобы не попробовать. Ну, вот я решила и взрослых пригласить на тыквенный мастер-класс.

Дарья Шомахова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ