Американский художник черкесского происхождения переосмысляет самобытную культуру Северного Кавказа в 30 работах, близких по стилю к экспрессионизму второй половины XX столетия. Для создания широкомасштабных полотен и инсталляций Зак Кахадо использует землю из своего родового села Анзорей в Кабардино-Балкарии, старинные предметы — столетний кинжал, полувековую черкеску, железнодорожные шпалы 40-х годов, элементы национальных костюмов. Кистью художнику нередко служит огонь.
Выставка на станции «Воробьевы горы» Сокольнической линии московского метро посвящена 100-летию Карачаево-Черкесии. На платформе в прозрачных тумбах-витринах представлены старинные предметы быта, национальные костюмы и музыкальные инструменты. Экспозиция также включает работы мастеров народных промыслов и декоративно-прикладного искусства, художников и дизайнеров.
Выставка рассказывает об уникальной истории сосуществования и взаимного обогащения на этой кавказской земле множества различных религий и верований. В экспозицию вошли предметы из собрания Национального музея Дагестана имени Тахо-Годи: обереги, талисманы и амулеты, ритуальные сосуды, бронзовые фигурки и украшения, датируемые от первого тысячелетия до нашей эры до XIII века нашей эры, а также культовые предметы и облачения, священные книги. Дополняют выставку предметы из собрания Музея истории религии: исламские реликвии из аула Чох, которые, по преданию, принадлежали легендарному шейху Абу Муслиму. Среди экспонатов — образцы кайтагской вышивки, иудейские и христианские культовые предметы.
Выставка, представленная в четырех залах Зимнего дворца, рассказывает о развитии искусства, художественного ремесла и культурных связей Алании от первых веков нашей эры до начала XX века. В экспозиции — 500 предметов: парадное оружие и конская упряжь, ювелирные изделия, стеклянная и керамическая посуда, костюмы, фрагменты церковного убранства и предметы христианского культа. Многое экспонируется впервые.
Выставка известного дагестанского скульптора Гейбата Гейбатова, отметившего в этом году 90-летие, включает в себя более 30 станковых скульптур из мрамора, бронзы, гипса, глины, в том числе редко покидающих мастерскую и созданных совсем недавно. В экспозицию включены фотографии монументальных композиций, бюстов и барельефов, украшающих города республики, и впервые представлена графика.
В Грозном представлены 80 произведений самых разных жанров — от живописи, скульптуры и инсталляций до Digital art и NFT. Тема биеннале — «Спустившиеся с гор». Участниками проекта стали 50 известных и начинающих художников из республик Северного, Центрального Кавказа и Закавказья. Проект уже побывал в московском Центре дизайна Artplay, а после Чечни отправится в Дагестан и далее — в Кабардино-Балкарию.
Если в новогодние каникулы вы окажетесь в Казани, на территории местного Кремля можно посмотреть на элементы экипировки адыгского воина и конского снаряжения, холодное и огнестрельное оружие разных археологических эпох и исторических периодов — начиная с VIII века до нашей эры и заканчивая современностью. Всего для посетителей выставлены более 200 экспонатов, в том числе рубаха-оберег темиргоевского князя Джамбулата Болотокова, шлем и налокотники первой половины XVIII века, изготовленные для Ахмед-Гирей султана, сына крымского хана Давлет-Гирея, а также работы мастеров
В Черкесске можно увидеть сотню работ художников и мастеров декоративно-прикладного искусства из Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии и Москвы. Известные и начинающие авторы представили свое видение эпических образов мифологических персонажей и героев нартиады и их быт. После завершения работы в Карачаево-Черкесской картинной галерее выставка отправится в Нальчик, а затем — в Москву.
Ретроспективная выставка приурочена к 60-летию автора. «Ассоциативный реализм» — так кабардино-балкарский художник-абстракционист называет свою живопись, представленную в Нальчике. Ни одно из выставленных в музее произведение не имеет традиционного имени, лишь обозначения в цифрах: «Композиция II — 814», «Композиция II — 1101». Основные выразительные средства Уянаева — цвет, пятно и пластика. Искусствоведы отмечают также слияние традиций импрессионизма и постимпрессионизма и значительное влияние Василия Кандинского и Казимира Малевича.
Институт развития города «Платформа» показывает почти сотню работ молодых авторов прямо в парке Нальчика. Произведения местных художников, фотографов и представителей других видов искусства, как обещают организаторы, увлекут в мир творчества и созерцания, мир мечты и сказки. Удивительная картина мира — через необычные авторские композиции, ритмы и смыслы.
Во Владикавказе можно посмотреть на снимки старинных осетинских масок и их современные копии, созданные Аланой Хугаевой по эскизам Махарбека Туганова. Автор проекта и самих фотографий Заур Тедеев через экспонаты попытался рассказать об обычаях осетинского народа, в которых маска являлась неотъемлемым атрибутом. После выставки команда планирует также изучить культуру масок народов Абхазии, Дагестана, Кабардино-Балкарии, Адыгеи и Карачаево-Черкесии.
Персональная выставка художника из семьи переселенцев из Кабардино-Балкарии Хамида Савкуева — это 120 графических и скульптурных произведений, посвященных трагическим последствиям войн в истории человечества. Экспозиция включает работы, созданные специально для книги из серии «Священные тексты». Савкуев — Заслуженный художник РФ и Народный художник Кабардино-Балкарской республики, известен по иллюстрациям издания «Нарты. Адыгский героический эпос». Кроме того, он автор росписи «Невеста» в Институте этнографии в Нальчике, декоративного панно «Выход пахарей» в Доме правительства КБР и росписей в столичном Храме Христа Спасителя.