Выставка представляет более 500 работ 185 художников кавказского происхождения со всего мира. Это не только произведения живописи и скульптуры, но и образцы стрит-арта, видео-арта и даже NFT.
Название выставки — «Спустившиеся с гор», отсылающее к сложностям самоидентификации современных кавказцев в России, успело стать причиной бурной дискуссии в соцсетях: не всем пришлось по душе столь явное препарирование стереотипов. Однако, по словам куратора биеннале Заиры Астемировой, проект призван прежде всего представить новый портрет лица кавказской национальности, где каждый экспонат еще один штрих в общей картине. Куратор предложила участникам биеннале переосмыслить уничижительное клише «спустившиеся с гор», углубившись в подлинный смысл этого выражения. Ведь, как показывает история человечества, с вершин гор на землю спустилось немало откровений. Например, десять заповедей в христианстве.
«Спустившиеся с гор» опираются в своих работах на темы родной земли, памяти, национальной идентичности. Не случайно символом биеннале стала впечатляющая инсталляция в виде горы из камней, земли и песка, привезенных со всего Северного Кавказа. Живая материальность этого объекта делает поиск «земли предков» куратором и художниками чем-то подлинным и реальным.
К земле как инструменту создания произведения искусства обращаются многие участники выставки. Например, работы черкесского художника из США Зака Кахадо созданы из земли буквально — почва из Кабардино-Балкарии замешивается им в краски. Использует землю, а точнее, глину в своих работах и карачаевский художник Артур Мижев. Он исследует народную культуру, фольклор и работает с родной письменностью. Тема земли трансформируется в современное высказывание и NFT-художниками. Так, Арсен Чач из Дагестана создает мир будущего и кавказскую антиутопию в метавселенной, используя архаичные мотивы кавказской культуры. Чего стоят одни метагорянки, 3D образы которых сделаны на основе традиционного костюма.
Диалог современных форм искусства и традиционной национальной культуры также еще одна важная часть концепции биеннале. В этом смысле интересна серия женских портретов дагестанской художницы, работающей под псевдонимом Аль-Хала. Работы обращаются к теме «покрытости» женщины, переводя разговор в область неприкосновенности и защиты границ личности и тела. Портреты Аль-Халы укутаны шарфами и платками, перетянуты веревками.
Стоит упомянуть и несколько ярких работ, связанных с переосмыслением традиционного в кавказском домашнем убранстве. Так, дагестанская художница Марият Абдулхамидова создает инсталляцию, посвященную бабушкиному ковру из детства большого числа россиян. «Водить пальцем по узорам ковра» — способ медитации, с которым интересно работать художнице. Еще один проект, ставящий в центр своего исследования ковер, реализован чеченской художницей из Бельгии Мархи Юшаевой. На ее семейных фотопортретах персонажи намеренно размыты на фоне узнаваемых ковров из все того же советского детства. Художник и скульптор из Нальчика Аслан Оразаев создает из ковра арт-объект, соединяя ткань с металлом. На разности фактур строится главная мысль художника — образ украденной невесты, завернутой в ковер, столкновение силы и мягкости, в каком-то смысле размышление о природе насилия.
Команда биеннале подготовила обширную параллельную программу выставки. Во время работы экспозиции можно будет услышать выступления современных кавказских музыкантов, работающих с народной музыкой, например дагестанского ансамбля Maqam. Кроме того, на площадке биеннале ежедневно будут проходить открытые паблик-токи с художниками — авторами выставки и приглашенными специалистами в различных областях. Подробная программа опубликована на сайте биеннале.
Выставка II Международной биеннале современного искусства Кавказа «Спустившиеся с гор» будет проходить с 21 октября до 27 октября в центре Artplay (Малый зал, 7 стр. вход 7А). Вход на экспозицию и все события биеннале свободный.