25 октября в московском центре дизайна Artplay открылась первая международная биеннале современного искусства Кавказа — грандиозная выставка 500 работ 136 кавказских (и не очень) художников, которая продлится всего одну неделю. Почему это событие нельзя пропустить — рассказывает куратор выставки Заира Астемирова.
— Зачем московскому зрителю идти на кавказскую биеннале? Чем вы можете удивить?
— Как показала практика, московские ребята, которые работают в нашей команде: пиарщики, дизайнеры, фотографы, видеографы, были очень удивлены, насколько современные и интересные работы у художников с Кавказа. У всех был стереотип, что Кавказ — это такая полупровинция, да, там есть, конечно, крутой этноконтент, есть экзотичность, но нет как такового современного искусства. Есть какие-то отдельные персоналии, которых мы можем увидеть на московской сцене, но никто не думал, что это настолько масштабное явление и что действительно есть огромное количество очень талантливых, очень современных художников, которые работают и на столичном, и на европейском уровне. И очень конкурентоспособны. Один из наших экспертов, француз, известный международный арт-дилер, посмотрел этот контент и сказал, что с кем-то он уже работает, а с кем-то ему хотелось бы поработать дальше.
— В каталоге сказано, что биеннале «впервые вводит термин „кавказское современное искусство“ в международный культурный контекст». А что этот термин подразумевает?
— Его сложно охарактеризовать, речь идет о какой-то очень тонкой истории. Однозначной трактовки нет, тем не менее мы понимаем, что термин имеет право быть, потому что есть целая плеяда художников, которые обращаются к теме Кавказа так или иначе. Кто-то делает это в сюжетах, что легко читается. Кто-то обыгрывает традиционные ремесла — это тоже легко читается. Есть более сложные ассоциативные завязки. Но все они себя позиционируют как авторы с Кавказа. И вот это для меня было удивительно: когда автор уже много лет живет и работает за рубежом, прекрасно функционирует в новом художественном контексте, но он все равно тянется к культуре Кавказа, он хочет связывать себя с этой культурой, он говорит: я родом с Кавказа. Хотя его работы, возможно, и не связаны с Кавказом визуально.
— Как, например, проект Макки Сотавовой?
— Да, в своей коллекции одежды она как раз рассказывает о собственной идентичности. Она родом из Дагестана, живет, учится, работает в Бельгии, при этом у нее три идентичности: кавказская, русская и бельгийская. Все это перемешано, и она пытается об этом рассуждать в такой концептуальной, авангардной коллекции одежды. Она сводит воедино разные стереотипы, которые связаны, допустим, с бельгийцами и их любовью к картошке, какие-то дагестанские мотивы — и все переплетается. Это действительно интересно. Будучи очень юным модельером, в Бельгии она собирает на своих показах стадионы. Для меня было приятно узнать, что моя землячка так круто работает. Ее образы идеально вписались в концепцию биеннале. Мы решили представить инсталляцию по мотивам этой коллекции.
— Какие-то работы делались специально для биеннале? Или вы просто собирали уже имеющиеся, которые вам понравились?
— Всех все время интересует и отчасти почему-то возмущает то, каким образом происходил отбор работ. Концепция такая: мы хотели показать максимально широкий срез. Некий материал, на основе которого можно сделать исследование темы современного искусства Кавказа. Потому что, как вы сами заметили, определения этому термину нет. Чтобы его сделать, нужен материал. Чтобы получить материал, нужно было собрать всю информацию, связанную с этой темой в текущей ситуации. Этого не сделал до нас никто. Мы первые, хотя это первенство и пытаются у нас оспорить. Но это действительно первая международная биеннале современного искусства Северного Кавказа в Москве, она не имеет аналогов. Еще ни разу на одной площадке не было представлено около 500 работ 136 авторов кавказского происхождения и авторов некавказского происхождения, которые работают с темой Кавказа. Мы собрали материал со всех республик, из-за границы. У нас представлены Бельгия, Германия, Чехия, Египет, Иордания, Закавказье.
— Как вы не утонули в этом кавказском море, откуда вы знаете всех этих художников?
— Это личная история, даже семейная. Вот Андрей Колкутин из Нальчика — он близкий друг моих родителей, я знаю его с детства. Как и Руслана Цримова. Тех, кто помоложе, узнала позднее. И, конечно, мы много работали вместе с экспертами, галеристами, искусствоведами из регионов.
— Судя по программе, зрителей ждет не только выставка?
— Мы постарались максимально заполнить программу биеннале, чтобы каждый день происходила какая-то активация. Будут интересные мастер-классы по гончарному искусству, валянию войлока. Булат Халилов будет читать лекцию о традиционной музыке в современной культурной среде, и он же пригласил исполнителей. На открытии будет привычная всем лезгинка и барабаны, а в другие дни — живая аутентичная музыка. Помимо этого каждый день будет паблик-толк. Мы запланировали темы, но уверены, что разговор выйдет за их рамки. Будет общение с авторами, которые будут приезжать на протяжении всей выставки. Кто-то приедет специально из-за границы, кто-то — из республик. Будем делать видеозаписи, разговаривать, общаться. Потому что, повторюсь, эта выставка — исследование темы. Многие говорят, что занимаются искусством Северного Кавказа, но материала, на котором можно основывать какие-то выводы, нет. Наш каталог, по сути, будет уникальной историей о том, что сегодня происходит на Кавказе.
«В поисках идентичности»
-
Выставка, перформансы, лекции, дискуссии с художниками и экспертами, мастер-классы по лепке из глины, валянию войлока, каллиграфии, коллажированию, живая посттрадиционная музыка
-
Москва, Центр дизайна Artplay, ул. Нижняя Сыромятническая, 10, стр. 7
-
25−31 октября, с 11 до 19 часов
-
Вход свободный