Аксакал — это почтенный старец, старейшина или глава рода у тюркских народов на Кавказе и в Средней Азии. Так называли тех, кто за долгую жизнь снискал уважение своего племени мудростью, храбростью и отвагой, знанием традиций и обычаев, кто стал авторитетом для взрослых и ориентиром для детей.
Аксакалов называли «памятью» своего племени и хранителями традиций, которые в то время были сродни законам. Пожилые горцы заменяли собой законодательную и судебную власть — у многих народностей до сих пор существуют суды аксакалов. В них участвуют наиболее мудрые, рассудительные и авторитетные старцы, за суды они могут получать вознаграждение.
— Раньше даже существовали правила, связанные с вознаграждением. Аксакалов привлекали к гражданским судам: они давали советы, а взамен получали что-то из имущества подсудимого — дорогую вещь, или скот, или даже кусок земли. Хотя изначально считалось, что аксакалы должны быть бескорыстны: они судят, исходя из своих воззрений, убеждений и представлений о правильном, — рассказывает историк Дарья Митина.
В обычной жизни аксакалы следили за соблюдением правил при совершении обрядов и могли назначить наказание за их нарушение. Их приглашали на всевозможные празднества, свадьбы, сельские сходы и на похороны. Мудрые старцы участвовали во всех совещаниях общины, играли роль посаженых отцов на свадьбе, если у одного из новобрачных не было родителя. Иногда у аксакала спрашивали благословения — причем не только на свадьбах, но и при каких-то добрых начинаниях. Например, благословляли воинов, которые отправлялись на войну. И аксакалы должны были не просто кивнуть головой, но провести определенный ритуал.
— У каждого народа он был свой: коснуться человека рукой, оружием, ритуальным предметом или просто устно благословить. Аксакалов часто привлекали к решению спорных вопросов, в том числе и имущественного характера. Это зависело от этноса и времени, в котором происходит действие, — рассказывает Митина.
Впрочем, добавляет историк, со временем институт аксакальского суда сильно деградировал. Его начали использовать богатые люди общины — и не всегда в благовидных целях. В советское время аксакальские суды отошли в прошлое, но тем не менее неформально с аксакалами все советовались. А сейчас эта традиция обрела свое второе рождение.
— Например, в сельском современном Казахстане ни один важный вопрос селения, деревни, аула не решается без слова аксакала. Чтобы расположить его в свою пользу, очень многие готовы дорого заплатить, — говорит Митина.
Когда и где впервые появились аксакалы, доподлинно неизвестно. В российской литературе слово стало встречаться в XIX веке, когда Российская Империя начала активно осваивать Туркестан и Кавказ. У тюркских народов старцы были важной частью общества, его духовным стержнем.
В некоторых племенах существовали советы аксакалов, которые занимались политическими вопросами — выражали настроения и мнения народа. Тем самым они ограничивали власть предводителя племени и защищали слабых и бедных от притеснений. Вечерами старцы собирались на годекане — маленьком ровном пространстве на открытом воздухе, которое обычно было в каждом ауле, и обсуждали насущные вопросы.
Важная роль совета аксакалов была и в том, чтобы поддерживать духовный суверенитет народа и охранять его от влияний других культур — например, курения табака, употребления спиртного, более свободных нравов. Но у некоторых национальностей, например, башкир, сохранять его удавалось лишь до Революции 1917 года.
Большой удар по институту аксакалов нанесла советская власть. Большевики старались искоренить обычаи и традиции, по которым жил народ, и особенно они ополчились на священнослужителей и аксакалов, ведь те порой имели больший авторитет, чем назначенные представители власти. Во время борьбы с религий старцев часто объявляли врагами народа, их высмеивали и называли «тормозом на пути в будущее». В итоге за годы Советской власти аксакалы практически исчезли.
Слово «аксакал» состоит из двух частей: «ак» и «сакал», что в переводе с тюркского означает «белая борода». Однако, как уже понятно, наличие самой «белой бороды» не было причиной назвать так пожилого человека, а тех, кто прожил долгую жизнь и накопил богатый опыт, а вместе с ним — почтение и уважение.
Сегодня, объясняет кандидат филологических наук, преподаватель кафедры иностранных языков РУДН Диана Белан, слово «аксакал» вышло за пределы своего первоначального значения. Теперь так можем назвать любого уважаемого, выдающегося человека, при этом необязательно преклонного возраста.
— Часто это обращение используется по отношению к признанным специалистам, которые имеют большой опыт работы в какой-либо области. «Аксакал журналистики», «аксакал науки» — такие выражения можно услышать в современной речи, — говорит лингвист.
Таким образом, слово «аксакал» прошло путь от обозначения конкретных социальных ролей к метафорам мудрости и опыта. Оно прочно вошло в русский язык, обогатив его колоритным и емким понятием