Аскер Энеев — профессиональный танцор и основатель школы кавказских танцев AssaParty. Он родом из Чегема, но уже больше 20 лет живет в Москве. Свой путь в танце он начал в шесть лет, и сегодня его школа с филиалами в нескольких городах России популяризирует кавказские танцы по всему миру. «Это Кавказ» поговорил с Аскером о детстве, внутренней мотивации, миссии танца и о том, почему для него важно сохранять искру в любимом деле.
Как вы пришли к танцам? Это была семейная традиция?
— К сожалению, в ближайшей семье у нас почти никто не танцевал. Мама как-то спросила: «Может, пойдешь на танцы, хотя бы ты будешь танцевать на праздниках?» Я согласился, пошел на первое занятие, ничего не понял, но было прикольно. Мне понравилось, что все что-то делают, пробуют. И я считал, что у меня получалось.
В детстве бывали моменты, когда хотелось все бросить?
— Я бросал танцы раза два. Сейчас понимаю, что бросал их в мае, а в сентябре возвращался. Думаю, я просто уставал за сезон, перегорал. И мне как мальчишке не хватало соревновательности. Мы редко выступали на конкурсах, а в спортивной секции можно было через пару месяцев поехать на соревнования и что-то выиграть.
Что вас зацепило в танце настолько, что вы остались в нем навсегда?
— Музыка. И эндорфины, которые получаю от процесса. Ты сразу становишься счастливым. И также это ощущение полета. Речь была не о том, чтобы люди мной восхищались. Было только про свободу. Это меня и держит до сих пор.
То есть для вас танец — это скорее хобби, которое стало работой?
— И продолжает оставаться хобби. Я контролирую себя, чтобы не превратить это в работу и не потерять искру. Если у тебя нет огня, лучше не заниматься этим.
Вы переехали в Москву в 15 лет. Как изменилось ваше отношение к родной культуре?
— Дом для меня остался святым, розовым миром. А всю «взрослую» жизнь я увидел уже в Москве. Я скучаю по Кавказу, по людям и природе. Но я понял, что приношу больше пользы обществу и вижу больше людей, которым близко то, чем я занимаюсь, в Москве. Правда, только спустя 20 лет, возвращаясь в столицу, впервые почувствовал: «Я вернулся домой».
Расскажите о стиле вашей школы.
— Это то, что нравится мне и нашей команде в кавказских танцах. Мы стараемся танцевать максимально близко к исполнению народа, в его манере, но привносить в танец свое «я», не испортив его. Наша миссия — популяризация кавказских танцев. Мы хотим, чтобы люди, которые не имеют отношения к Кавказу, увидели в них культуру, эстетику, чтобы мы смогли их зацепить.
Лезгинка — это основа?
— Моя популярность в интернете началась именно с лезгинки. Но сейчас мы называемся Школой кавказских танцев, потому что преподаем и другие направления: осетинские, дагестанские, грузинские, карачаево-балкарские, адыгские, ингушские, чеченские. Лезгинка — основа, но мы показываем все многообразие.
Кто приходит в вашу школу в Москве?
— Абсолютно разные нации. Многие не имеют никакого отношения к Кавказу — ни национального, ни территориального. Они просто увидели, им понравилось, и захотели научиться. Приходят и иностранцы: из Голландии, Америки, Японии, Германии. Нам нет разницы, кто какого вероисповедания или взглядов. Если тебе это откликается, мы тебя научим.
Как вы думаете, почему кавказские танцы так завораживают людей со всего мира?
— Это возможность под пронзительную музыку взлететь над землей, быть орлом, лебедем, быть максимально свободным. Они подсознательно привлекательны тем, что в мужском танце — исключительно мужское начало, а в женском — женское. В нашем мире, где многое размывается, это природное разделение манит.
Как считаете, танец может быть мостом между культурами, который разрушает стереотипы?
— Только через позитив, любовь и открытое сердце. Если люди, несущие культуру Кавказа, будут интеллигентными, светскими, будут знать, где и как уместно танцевать, они будут вызывать восхищение. А если танцуют ради выпендрежа или доминирования, мешают другим — это вызывает отторжение и к ним, и к культуре. Спорить бесполезно, можно только своим примером, своим светом растопить лед непонимания.
Что бы вы сказали родителям, которые думают, отдавать ли ребенка на кавказские танцы?
— Обязательно попробуйте. Кроме физического развития и осанки это воспитание: у мальчиков — мужского начала, у девочек — женского. Дети учатся уважительно общаться друг с другом. А если вы не имеете отношения к Кавказу, для мальчика-футболиста или борца танцы дадут отличную координацию. Минусов нет, только плюсы. Главное — найти хорошего педагога, который сможет зажечь сердце ребенка.