{{$root.pageTitleShort}}

Танец как язык свободы. История танцора из Кабардино-Балкарии, который покорил столицу

Как заразить зрителя любовью к культуре Кавказа и почему лезгинка объединяет людей самых разных национальностей

Аскер Энеев — профессиональный танцор и основатель школы кавказских танцев AssaParty. Он родом из Чегема, но уже больше 20 лет живет в Москве. Свой путь в танце он начал в шесть лет, и сегодня его школа с филиалами в нескольких городах России популяризирует кавказские танцы по всему миру. «Это Кавказ» поговорил с Аскером о детстве, внутренней мотивации, миссии танца и о том, почему для него важно сохранять искру в любимом деле.

Как вы пришли к танцам? Это была семейная традиция?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Из чеченских национальных танцев — в балет Моисеева
Представитель танцевальной династии из Чечни Хадис Музакаев прошел путь от детских репетиций до легендарного ансамбля Игоря Моисеева

— К сожалению, в ближайшей семье у нас почти никто не танцевал. Мама как-то спросила: «Может, пойдешь на танцы, хотя бы ты будешь танцевать на праздниках?» Я согласился, пошел на первое занятие, ничего не понял, но было прикольно. Мне понравилось, что все что-то делают, пробуют. И я считал, что у меня получалось.

В детстве бывали моменты, когда хотелось все бросить?

— Я бросал танцы раза два. Сейчас понимаю, что бросал их в мае, а в сентябре возвращался. Думаю, я просто уставал за сезон, перегорал. И мне как мальчишке не хватало соревновательности. Мы редко выступали на конкурсах, а в спортивной секции можно было через пару месяцев поехать на соревнования и что-то выиграть.

Что вас зацепило в танце настолько, что вы остались в нем навсегда?

— Музыка. И эндорфины, которые получаю от процесса. Ты сразу становишься счастливым. И также это ощущение полета. Речь была не о том, чтобы люди мной восхищались. Было только про свободу. Это меня и держит до сих пор.

То есть для вас танец — это скорее хобби, которое стало работой?

— И продолжает оставаться хобби. Я контролирую себя, чтобы не превратить это в работу и не потерять искру. Если у тебя нет огня, лучше не заниматься этим.

Вы переехали в Москву в 15 лет. Как изменилось ваше отношение к родной культуре?

— Дом для меня остался святым, розовым миром. А всю «взрослую» жизнь я увидел уже в Москве. Я скучаю по Кавказу, по людям и природе. Но я понял, что приношу больше пользы обществу и вижу больше людей, которым близко то, чем я занимаюсь, в Москве. Правда, только спустя 20 лет, возвращаясь в столицу, впервые почувствовал: «Я вернулся домой».

Расскажите о стиле вашей школы.

— Это то, что нравится мне и нашей команде в кавказских танцах. Мы стараемся танцевать максимально близко к исполнению народа, в его манере, но привносить в танец свое «я», не испортив его. Наша миссия — популяризация кавказских танцев. Мы хотим, чтобы люди, которые не имеют отношения к Кавказу, увидели в них культуру, эстетику, чтобы мы смогли их зацепить.

{{current+1}} / {{count}}

Лезгинка — это основа?

— Моя популярность в интернете началась именно с лезгинки. Но сейчас мы называемся Школой кавказских танцев, потому что преподаем и другие направления: осетинские, дагестанские, грузинские, карачаево-балкарские, адыгские, ингушские, чеченские. Лезгинка — основа, но мы показываем все многообразие.

Кто приходит в вашу школу в Москве?

— Абсолютно разные нации. Многие не имеют никакого отношения к Кавказу — ни национального, ни территориального. Они просто увидели, им понравилось, и захотели научиться. Приходят и иностранцы: из Голландии, Америки, Японии, Германии. Нам нет разницы, кто какого вероисповедания или взглядов. Если тебе это откликается, мы тебя научим.

Как вы думаете, почему кавказские танцы так завораживают людей со всего мира?

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Танцы, любовь и вечная молодость
Попасть в «Кабардинку» есть шанс у многих. Выбраться — почти ни у кого. Заглянули за кулисы старейшего кавказского ансамбля танца

— Это возможность под пронзительную музыку взлететь над землей, быть орлом, лебедем, быть максимально свободным. Они подсознательно привлекательны тем, что в мужском танце — исключительно мужское начало, а в женском — женское. В нашем мире, где многое размывается, это природное разделение манит.

Как считаете, танец может быть мостом между культурами, который разрушает стереотипы?

— Только через позитив, любовь и открытое сердце. Если люди, несущие культуру Кавказа, будут интеллигентными, светскими, будут знать, где и как уместно танцевать, они будут вызывать восхищение. А если танцуют ради выпендрежа или доминирования, мешают другим — это вызывает отторжение и к ним, и к культуре. Спорить бесполезно, можно только своим примером, своим светом растопить лед непонимания.

Что бы вы сказали родителям, которые думают, отдавать ли ребенка на кавказские танцы?

— Обязательно попробуйте. Кроме физического развития и осанки это воспитание: у мальчиков — мужского начала, у девочек — женского. Дети учатся уважительно общаться друг с другом. А если вы не имеете отношения к Кавказу, для мальчика-футболиста или борца танцы дадут отличную координацию. Минусов нет, только плюсы. Главное — найти хорошего педагога, который сможет зажечь сердце ребенка.

Ольга Андронова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ