Международный культурно-просветительский проект «Чайковский — музыка без виз» реализуется при поддержке Президентского фонда культурных инициатив. «Это Кавказ» выступает информационным партнером. Буэнос-Айрес, Алжир, Минск, Ереван, Пекин, Алматы и ряд городов России уже смогли узнать больше о жизни и творчестве величайшего русского композитора Петра Чайковского. Новой точкой маршрута стал Владикавказ.
Подарок на юбилей
Фото: © Ольга Юнашева/ТАСС
Денис фон Мекк
В 2025 году отмечается 185-летие со дня рождения Петра Чайковского. К этой дате потомок русского композитора, коллекционер Денис фон Мекк и приурочил мероприятие.
— Изначально на карте проекта было всего 18 городов, но в процессе их число выросло до 30, — рассказывает фон Мекк.
Маршрут выбран неслучайно: Чайковский отличался любовью к разъездам и за всю жизнь посетил около 160 населенных пунктов. Теперь Денис фон Мекк едет по следам знаменитого предка, в том числе и по школам, которым присвоено имя Чайковского. Всего в России их порядка 40. Владикавказ может похвастаться и школой имени композитора, и тем, что сам он бывал в городе несколько раз.
В программе — выставка, состоящая из плакатов, монет и медалей, которые фон Мекк собирал по всему миру, а также лекция для учеников и педагогов музыкальной школы и мастер-классы.
С проектом во Владикавказ приехали одни из лучших преподавателей страны по фортепиано, скрипке и вокалу. В их числе Мария Белугина, основатель и ведущий педагог Мастерской скрипичного искусства в Москве. Белугина подчеркивает важность сохранения музыкальных традиций.
— В Осетии высококлассные специалисты и талантливые дети, — говорит педагог. — А самое важное — есть искренняя заинтересованность педагогов.
В завершение владикавказского этапа проекта «Чайковский — музыка без виз» Детской музыкальной школе подарили несколько книг о композиторе, а дети получили в качестве презента нотные тетради.
Чиновник и композитор
— Гений Чайковского проявился не к 50 годам, когда он стал популярным, а еще в детстве. В 4 года он говорил на русском, немецком и французском. И даже устраивал скандалы педагогам, требуя возможности учиться по программе своего старшего брата, — говорит просветитель фон Мекк.
Юный Чайковский жаловался, что к нему в голову приходит музыка, а что с ней делать, мальчик не знает. Тогда ему наняли одних из лучших в стране педагогов. Но родители мечтали о другой судьбе для сына и отправили его в императорское училище правоведения. Чайковский даже успел поработать чиновником в министерстве юстиции. И все же в 22 года он окончательно погрузился в мир музыки.
— В переписке с сестрой Чайковский рассказывал, что для него значит сочинять мелодии. А еще о том, что мелодии, написанные на заказ, получались не всегда хуже, чем произведения, рожденные в душе.
Потомок Чайковского
Инженер по образованию, Денис фон Мекк прежде занимался бизнесом, а теперь всю свою жизнь посвятил истории, культуре и музыке.
— Почти 10 лет назад я почувствовал, что это моя обязанность, — говорит он.
Фон Мекк называет себя ближайшим потомком Петра Ильича. Детей у Чайковского не было, зато были племянники, дети его сестры Александры Ильиничны. Мужчина является продолжателем этого рода. Предком Дениса по другой линии была Надежда Филаретовна фон Мекк, ближайший друг и покровитель композитора Чайковского. Она была одной из богатейших женщин ХIХ века в России.
— Надежда Филаретовна и Петр Ильич общались в переписке 14 лет, но ни разу не встречались. Благодаря такому взаимодействию мы детально знаем о жизни и творчестве композитора. Эти письма многократно издавались, в том числе за границей.
Композитор во Владикавказе
Чайковский посещал Владикавказ трижды, и каждый раз — по пути в Тифлис, где служил прокурором судебной палаты брат композитора.
Судя по письму, отправленному Петром Ильичом своей подруге Надежде Филаретовне фон Мекк в 1886 году, первые впечатления от знакомства с городом оказались противоречивыми: «Погода чудная — совершенная весна. Горы в виду моей гостиницы (отвратительно грязной, хотя и считающейся лучшею), Казбек красуется сегодня во всем величии — вид изумительно чудный».
Записи о пребывании во Владикавказе композитор оставил и в своем дневнике: «Погода великолепная. Горы видно ясно. После чая и устройства дела с коляской на завтра я пошел гулять в самом лучшем настроении. Попал в церковь (Армянскую апостольскую церковь святого Григория Просветителя — ред.) к обедне с причастниками. Дебют диакона. Он конфузился, терялся, решительно не знал, что ему делать. Было жаль и странно, но и смешно».
Свой последний визит во Владикавказ в 1890 году музыкант тоже отразил в переписке: «Во Владикавказ приехали в 3 часа дня. Отлично обедали, а вечером я был в театре!!! Давали оперетку „Птички певчие“. Просидел одно действие, наслаждаясь созерцанием владикавказских кокодесов (золотой молодежи — ред.), посылавших глазки и безешки (поцелуи — ред.) певицам, весьма малопривлекательным».