Жарким летним днем в высокогорном селе Ахты в Дагестане шли народные гуляния. В празднике не участвовали только парень в черной рубашке и девушка в желтом платье. Вместо этого всем проходящим они предлагали купить комикс — ярко-синий журнальчик с изображением брутального героя и надписью «Шарвили — небесный повелитель». За день до событий Руслан отпечатал тираж в волгоградской типографии и с еще горячими комиксами поехал в Дагестан. Место для продажи они с женой выбрали очень удачно: в Ахтах проходил ежегодный праздник, посвященный героическому эпосу лезгин Шарвили. На празднике они продали около 250 экземпляров — четверть тиража. А через неделю комикс появился в продаже в Махачкале.
— Многие, кто подходил в селе, даже не знали, что значит слово «комикс», думали, мы высмеиваем народного героя. Но много молодых ребят купили, большинство хвалили, — говорит автор.
Руслан Гасанов — не профессиональный художник. Рисовал в детстве в школе искусств в Волгограде, где родился и вырос, но натюрморты навевали скуку. Первый комикс прочитал в десять лет в районной библиотеке. А потом увлекся античной мифологией, древними цивилизациями, эпосами Кавказа. Через нартский эпос узнал про Шарвили, эпос лезгин — родственного цахурам, к которым принадлежит Руслан, народа — и решил популяризировать его.
— Специально съездил посмотреть на праздник в Ахты, это всего в 70 километрах от родного села моих родителей — Муслах, где я часто бывал на каникулах, — говорит он.
Чтобы заняться новым делом, расстался с госслужбой.
— Платили 10 тысяч в месяц. Так что как только защитил второй диплом, ушел без сожалений и сейчас полностью посвятил себя комиксу, — говорит Руслан.
Его издательство White Beast Comics появилось только месяц назад, и в нем пока всего один работник.
— Над комиксами вроде «Мстителей» работает целый штат: сценаристы, художники, контурист обводит все тушью, колористы придают цвет. Обложку рисуют вообще другие художники. Отдельный человек наносит текст. Сейчас я все делаю один. Рисую в фотошопе, используя графический планшет вместо мышки. Очень помогают книги комикс-гуру Стена Ли и Скотта Макклауда. Возможно, в будущем мне понадобятся хороший художник и колорист — в планах еще несколько серий. Всё будет зависеть от востребованности моих комиксов на рынке, — рассуждает художник.
На первый выпуск из 24 страниц ушло полгода. Рука набилась — на подходе второй, половину которого Руслан набросал за полдня. Он планирует выдавать по номеру комикса в один-два месяца — Шарвили будет посвящена целая серия, а потом героями комиксов станут персонажи и других кавказских эпосов.
Лезгинский героический эпос Шарвили — один из крупных дагестанских эпосов, вместе с лакским Парту Патима и аварским Хочбаром. Считается, что его создали в начале нашей эры. Главный герой Шарвили — необыкновенно сильный и мужественный воин, защитник народа, свободы и справедливости. Его подвиги и борьба с захватчиками описываются в 20 сказах. Передавались они устно. Только в 1950-е годы поэты Забит Ризванов и Байрам Салимов собрали сказания о Шарвили по селениям Дагестана и Азербайджана, систематизировали и литературно обработали. Впервые на русском языке текст эпоса издали в 2008 году.
Шарвили рожден от обычных родителей, съевших волшебное краснощекое яблоко, дарованное им стариком-ашугом Кас-Бубой. Сын простого горца-чабана, герой наделен богами нечеловеческой силой — легко скручивает рога быка, меняет течение реки и побеждает армии врагов.
Родиной героя считается село Ахты. Обязательное место посещения во время одноименного праздника Шарвили — ротонда на горе Келезхев. По преданию, на вершине горы под камнем покоится богатырский меч. А если услышать голоса любимых птиц героя и трижды позвать его, он придет на помощь.
За основу комикса Руслан взял русский перевод эпоса Ризвана Ризванова. Добавил элементы раизма — языческой религии, где одним из божеств был Алпан, бог справедливости, огня и молнии. В комиксе история с Шарвили происходит на территории древнего государства Кавказская Алпания за несколько тысяч лет до нашей эры. Герои и языческие божества показаны как сверхлюди — остатки некогда развитых и могущественных цивилизаций. У Шарвили голубые глаза, черные волосы, мускулистое тело. Главное оружие супергероя — меч, закаленный в молоке молодиц, родивших первого ребенка, и способный разрезать мрамор как масло. Сразившись с тёмными подземными силами, герой получает коня, способного летать по воздуху. Противники Шарвили — иноземные захватчики в образе чудовищ: Одноглазого великана и владыки Ледовой страны, злых демонов Кускафтара, Шармуну и Мармари.
Криптонит для Супермена, Железный человек без бронированного костюма — как у многих супергероев, у Шарвили есть слабое место. Он неуязвим лишь до тех пор, пока стоит ногами на родной земле. Согласно преданию, герой погибает, когда враги хитростью заставляют его утратить эту связь.
Перевести народные эпосы на язык комиксов пытались не раз. Существуют комиксы на основе шумерского эпоса о Гильгамеше, древнеиндийской «Рамаяны», киргизского «Манаса». В 2010 году в Северной Осетии вышел первый номер комикса по нартскому эпосу, однако с тех пор о нем ничего не слышно. Не ждет ли дагестанского супергероя та же участь? Киты мировой комикс-индустрии явно предпочитают героям из народных эпосов вымышленных персонажей. Истории про Тора, Зевса, Геракла и Чудо-Женщину, она же Диана из античной мифологии, — в явном меньшинстве, да и те далеко ушли от мифов.
— О Шарвили даже в Дагестане сегодня мало кто знает, — говорит администратор первого в республике магазина комиксов и манги Kakadu Comics Ахмед Магомедов. — Если Руслан наберет команду профессиональных художников и сценаристов и будет больше пиара, возможно, комикс пойдет. Но, например, в Дагестане читатели еще не успели познакомиться со всеми персонажами вселенных Marvel, DC. Даже серии про Инока, Бесобоя и Майора Грома российского издательства Bubble Comics, популярные в Москве и Питере, здесь продаются плохо. Так что покупатель скорее выложит 200−300 рублей за историю про знакомого ему Бэтмена или Человека-паука, чем про неизвестного парня.
По словам Ахмеда Магомедова, аудитория комиксов в Дагестане — творческая молодежь 15−20 лет, современная и немного далекая от дагестанских устоев. Девочкам с синими волосами и ребятам с татуировками просто не будет интересен этот комикс.
— Из любопытства, может, кто-то и купит. Но чтобы им увлеклись и ждали выхода новых серий — вряд ли. Тем более на фоне персонажей, про которых регулярно снимают блокбастеры с бюджетами на сотни миллионов, — говорит Ахмед.
Руслан же настроен более оптимистично и рассчитывает окупить затраты на тираж за полгода. В сентябре он повезет два номера комикса в Москву на фестиваль Comic Con Russia. Автор дагестанской «манги» рассчитывает на искушенную аудиторию, ищущую чего-то нового. Как только уладятся формальности с запуском издательства, он начнет продавать комиксы через интернет-магазины и свой сайт. А потом будут переводы — в первую очередь на английский и японский, но не только.
— В планах выпустить комикс не только на родном языке эпоса, лезгинском, но и, например, на турецком, так как большая часть лезгин проживает в Азербайджане, Турции и им это будет интересно, — рассказывает Руслан. Но говорит, что его основная цель — не заработок: он хочет, чтобы о Шарвили узнали, ведь с кавказской мифологией в мире почти не знакомы.