В коллекции Абаша Магдилова из поселка Бавтугай — два автомобиля-внедорожника, два квадроцикла, мотоцикл и багги. У любителя технического творчества были и другие авто, но все не умещались в его владениях.
— Жена больше не разрешает, — шутит Абаш. — Поставила мне условие: пока от одного не избавишься, новое не купишь. Это была моя детская мечта. Очень хотелось иметь что-то из автотехники, но такой возможности у семьи не было. Еще мне нравилось делать что-то своими руками. Но ни инструментов, ни площадки для подобных экспериментов я тогда не имел.
С возрастом тяга к технике у Абаша не пропала. И когда он обрел необходимые навыки и финансовые возможности, обзавелся и новым хобби.
— С годами обычные машины перестали мне быть интересны, — объясняет дагестанец. — Так я приобрел мотоцикл, квадроцикл, дальше — больше. Захотелось чего-то, чего нет ни у кого. Так я стал пробовать мастерить сам. Как говорится, маленькие дети — маленькие игрушки, большие дети — большие игрушки.
По образованию электронщик, Абаш в последние годы работает инженером по наладке оборудования технологической автоматики и систем возбуждения. Устройства необходимы для обеспечения надежной и безаварийной работы гидроэлектростанции, самой крупной на Северном Кавказе — Чиркейской. Но хобби его серьезная работа не мешает.
Багги, от английского слова buggy, — это небольшой легковой автомобиль для езды по бездорожью. Их Абаш собирает сам.
Зажигание, механическая коробка передач, рев мотора. Легкая конструкция с мощным двигателем, способным набирать скорость до 150 км/ч.
— Прохладный ветер в лицо при старте во время езды превращается в ледяной. Это придает поездке особые ощущения, — описывает Абаш. — Многие предлагают установить лобовое стекло, но тогда багги перестанет быть собой, потеряет свою уникальность и превратится в обычный автомобиль.
Три метра и 20 сантиметров в длину, метр семьдесят в ширину — параметры жучка. Абаш использовал 16-клапанный мотор от автомобиля ВАЗ-2110, а каркас сделал сам.
Сборкой багги мастер занимается во дворе своего частного дома. Зимой протягивает навес, чтобы осадки не мешали процессу, летом работает под открытым небом.
— Брать амбар для работы над машинами накладно, да и нет такой необходимости. Как правило, я уделяю этому по полчаса в день, когда есть вдохновение. Целый день тяжело возиться, утомительно. Если хобби превратится в работу, будет надоедать и перестанет приносить удовольствие.
Абаш — самоучка. Если ему что-то приходит в голову, смотрит в книгах, интернете, изучает — и методом проб и ошибок достигает целей.
— В процессе сборки постоянно сталкиваюсь со сложностями. Для получения нужных характеристик приходится прибегать к технически нестандартным решениям, все время что-то придумывать, искать выход, — объясняет он. — И когда это, наконец, удается, кажется, что все было так просто и элементарно, а на самом деле на это ушло много времени и попыток.
На сборку одного багги у Абаша уходит до двух лет. Больше всего времени пожирает доработка мелочей.
— Первый багги был небольших размеров, — вспоминает Абаш. — Собирал недолго, но так и не доделал: интерес потерял. За второй вездеход взялся с большим энтузиазмом. По размеру он был значительно больше, похож на луноход. Ну, а к третьему, который сейчас стоит во дворе, подошел уже более профессионально. С учетом опыта и всех ошибок, как говорится.
Один багги мастер подарил племяннику, мечтающему пойти по стопам дяди. Второй — продал коллекционеру.
— Сделал его приземистым, чтобы в горах не переворачивался. При сборке я использовал двигатель, коробку передач и сцепление от автомобиля «Ока», мелочи — от разной российской техники, которую находил на разборе. Колеса — от квадроцикла, например, а рама самодельная.
Стоимость такого багги в интернете — в среднем 250 тысяч рублей.
— Некоторые люди не понимают, откуда берется такая цена. Во-первых, для создания багги ты первоначально тратишь целую машину, во-вторых, сборка требует много труда и времени, — поясняет мастер. — Если делать их на заказ, выйдет очень дорого, сварщик потребует большую сумму за свою работу.
Супруга Хадижат поддерживает увлечение Абаша. Всей семьей они выезжают в лес, в горы, чтобы покататься на своем транспорте.
— Я только на багги не могу ездить, — делится Хадижат, — потому что там механическая коробка передач. И то Абаш предлагает собрать для меня багги с коробкой «автомат», но я не вижу необходимости. С удовольствием катаюсь на квадроцикле и мотоцикле, мне хватает.
Сын и две дочери Абаша чуть ли не с малых лет управляют транспортом. Младшая, первоклашка София, твердо решила в будущем стать спецназовцем. Любовь к экстриму у членов семьи — в крови.
— Когда уходила на работу, — рассказывает Хадижат, — приходилось все ключи забирать с собой. А то сын, когда учился в 7 классе, бежал со школы домой, чтобы поскорее прокатиться по району на квадроцикле.
— Когда катаюсь по поселку, люди собираются, расспрашивают, что это, — рассказывает Абаш. — Замечаю, как фотографируют, снимают.
На третьем багги дагестанец останавливаться не планирует.
— Когда я заканчиваю одну работу, у меня начинается паника, сразу начинаю придумывать, что делать дальше. Это как болезнь, а единственное лекарство — постоянно что-то делать своими руками.
Оранжевого жучка Абаш пока оставит себе.
— Но уже скоро он мне тоже надоест, и я захочу собрать новый, еще более интересный, — предполагает он. — Так что, когда придет вдохновение для очередного багги, этот отдам или продам.
В Дагестане багги пока не очень популярны — машин здесь единицы, интерес растет, но медленно.
— А когда, наконец, наступит настоящая баггимания в республике, я с удовольствием создам клуб единомышленников, — планирует Абаш. — Будем собираться, перенимать опыт друг у друга, вместе выезжать, организовывать выставки и даже гонки. Машины не должны простаивать во дворе.