Мое дело
Большие игрушки для больших мальчиков
15 ноября, 2021
621
Именно так дагестанец Абаш Магдилов описывает свое увлечение. Во дворе дома он собирает багги — машины-вездеходы, которые приковывают взгляды жителей всего поселка

Гараж мечты

В коллекции Абаша Магдилова из поселка Бавтугай — два автомобиля-внедорожника, два квадроцикла, мотоцикл и багги. У любителя технического творчества были и другие авто, но все не умещались в его владениях.

— Жена больше не разрешает, — шутит Абаш. — Поставила мне условие: пока от одного не избавишься, новое не купишь. Это была моя детская мечта. Очень хотелось иметь что-то из автотехники, но такой возможности у семьи не было. Еще мне нравилось делать что-то своими руками. Но ни инструментов, ни площадки для подобных экспериментов я тогда не имел.

С возрастом тяга к технике у Абаша не пропала. И когда он обрел необходимые навыки и финансовые возможности, обзавелся и новым хобби.

— С годами обычные машины перестали мне быть интересны, — объясняет дагестанец. — Так я приобрел мотоцикл, квадроцикл, дальше — больше. Захотелось чего-то, чего нет ни у кого. Так я стал пробовать мастерить сам. Как говорится, маленькие дети — маленькие игрушки, большие дети — большие игрушки.

По образованию электронщик, Абаш в последние годы работает инженером по наладке оборудования технологической автоматики и систем возбуждения. Устройства необходимы для обеспечения надежной и безаварийной работы гидроэлектростанции, самой крупной на Северном Кавказе — Чиркейской. Но хобби его серьезная работа не мешает.

Оранжевый жучок

Багги, от английского слова buggy, — это небольшой легковой автомобиль для езды по бездорожью. Их Абаш собирает сам.

Зажигание, механическая коробка передач, рев мотора. Легкая конструкция с мощным двигателем, способным набирать скорость до 150 км/ч.

— Прохладный ветер в лицо при старте во время езды превращается в ледяной. Это придает поездке особые ощущения, — описывает Абаш. — Многие предлагают установить лобовое стекло, но тогда багги перестанет быть собой, потеряет свою уникальность и превратится в обычный автомобиль.

Три метра и 20 сантиметров в длину, метр семьдесят в ширину — параметры жучка. Абаш использовал 16-клапанный мотор от автомобиля ВАЗ-2110, а каркас сделал сам.

Сборкой багги мастер занимается во дворе своего частного дома. Зимой протягивает навес, чтобы осадки не мешали процессу, летом работает под открытым небом.

— Брать амбар для работы над машинами накладно, да и нет такой необходимости. Как правило, я уделяю этому по полчаса в день, когда есть вдохновение. Целый день тяжело возиться, утомительно. Если хобби превратится в работу, будет надоедать и перестанет приносить удовольствие.

Абаш — самоучка. Если ему что-то приходит в голову, смотрит в книгах, интернете, изучает — и методом проб и ошибок достигает целей.

— В процессе сборки постоянно сталкиваюсь со сложностями. Для получения нужных характеристик приходится прибегать к технически нестандартным решениям, все время что-то придумывать, искать выход, — объясняет он. — И когда это, наконец, удается, кажется, что все было так просто и элементарно, а на самом деле на это ушло много времени и попыток.

Откуда такая цена

На сборку одного багги у Абаша уходит до двух лет. Больше всего времени пожирает доработка мелочей.

— Первый багги был небольших размеров, — вспоминает Абаш. — Собирал недолго, но так и не доделал: интерес потерял. За второй вездеход взялся с большим энтузиазмом. По размеру он был значительно больше, похож на луноход. Ну, а к третьему, который сейчас стоит во дворе, подошел уже более профессионально. С учетом опыта и всех ошибок, как говорится.

Один багги мастер подарил племяннику, мечтающему пойти по стопам дяди. Второй — продал коллекционеру.

— Сделал его приземистым, чтобы в горах не переворачивался. При сборке я использовал двигатель, коробку передач и сцепление от автомобиля «Ока», мелочи — от разной российской техники, которую находил на разборе. Колеса — от квадроцикла, например, а рама самодельная.

Стоимость такого багги в интернете — в среднем 250 тысяч рублей.

— Некоторые люди не понимают, откуда берется такая цена. Во-первых, для создания багги ты первоначально тратишь целую машину, во-вторых, сборка требует много труда и времени, — поясняет мастер. — Если делать их на заказ, выйдет очень дорого, сварщик потребует большую сумму за свою работу.

Семья экстремалов

Супруга Хадижат поддерживает увлечение Абаша. Всей семьей они выезжают в лес, в горы, чтобы покататься на своем транспорте.

— Я только на багги не могу ездить, — делится Хадижат, — потому что там механическая коробка передач. И то Абаш предлагает собрать для меня багги с коробкой «автомат», но я не вижу необходимости. С удовольствием катаюсь на квадроцикле и мотоцикле, мне хватает.

Сын и две дочери Абаша чуть ли не с малых лет управляют транспортом. Младшая, первоклашка София, твердо решила в будущем стать спецназовцем. Любовь к экстриму у членов семьи — в крови.

— Когда уходила на работу, — рассказывает Хадижат, — приходилось все ключи забирать с собой. А то сын, когда учился в 7 классе, бежал со школы домой, чтобы поскорее прокатиться по району на квадроцикле.

Баггимания

— Когда катаюсь по поселку, люди собираются, расспрашивают, что это, — рассказывает Абаш. — Замечаю, как фотографируют, снимают.

На третьем багги дагестанец останавливаться не планирует.

— Когда я заканчиваю одну работу, у меня начинается паника, сразу начинаю придумывать, что делать дальше. Это как болезнь, а единственное лекарство — постоянно что-то делать своими руками.

Оранжевого жучка Абаш пока оставит себе.

— Но уже скоро он мне тоже надоест, и я захочу собрать новый, еще более интересный, — предполагает он. — Так что, когда придет вдохновение для очередного багги, этот отдам или продам.

В Дагестане багги пока не очень популярны — машин здесь единицы, интерес растет, но медленно.

— А когда, наконец, наступит настоящая баггимания в республике, я с удовольствием создам клуб единомышленников, — планирует Абаш. — Будем собираться, перенимать опыт друг у друга, вместе выезжать, организовывать выставки и даже гонки. Машины не должны простаивать во дворе.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия