Мое дело
«Если сидеть и жаловаться, трудности не закончатся»
11 ноября, 2022
687
Как сириец с адыгскими корнями с нуля запустил в Кабардино-Балкарии компанию по креативному продакшну и много лет остается одним из самых востребованных в отрасли

Более тысячи реализованных проектов, почти 400 тысяч подписчиков и 362 миллиона просмотров на YouTube, а также съемки масштабной серии документальных фильмов об обычаях, культуре и искусстве адыгов для Адыгской медиаэнциклопедии. О тяге к корням, запуске бизнеса с нуля и важности сохранения родной культуры рассказал сам бизнесмен, основатель One Light Studio Бишер Ероко.

На родину

— Мои отец и мать принадлежат к адыгской диаспоре. Хотя я родился в Алеппо, всю жизнь мне говорили, что наш дом на Кавказе. Я рос на этих словах. Отец был генералом сирийской армии, мама — директором школы. В 1991 году они досрочно вышли на пенсию, взяли нас с братом и уехали в Нальчик. Близких родственников у нас здесь не было, но мы нашли нескольких Ероко, начали общаться. За время жизни в Нальчике я привык к нему, но нам пришлось вернуться в Алеппо. Там я окончил 11 класс и заинтересовался дизайном, фото- и видеосъемкой. Дядя привез мне камеру, и потихоньку я начал работать фотографом.

Пробовал жить в разных местах: Саудовской Аравии, Эмиратах, Иордании, Турции. Все было хорошо: заработок, возможности, но я не находил себя. Летом 2001 года сказал отцу, маме и брату, что возвращаюсь в Нальчик. Конечно, они возражали, но я видел себя только здесь.

Собрал кое-какую сумму, сделал студенческую визу и приехал в Нальчик. Русский язык уже подзабыл, никого в городе толком не знал. Начал крутиться — стал слушателем подготовительных курсов по русскому для иностранных студентов, снял жилье, поступил в институт бизнеса на факультет менеджмента, знакомился, общался, ходил на концерты и выставки, связанные с адыгской культурой. Потом начал выезжать в Черкесск, Майкоп и на Черное море, чтобы посмотреть, где жили шапсуги, бесленеевцы, бжедуги и другие адыгские племена.

Энергия гор

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Даже вещи с собой не взяли»
Янал Абдулмажид приехал в Нальчик из охваченной войной Сирии 22-летним юношей, не знающим русский язык, а семь лет спустя открыл успешную школу английского. И уже думает о расширении

По полученной в институте специальности я не работал, но образование в области менеджмента, конечно, помогло. Изучил местное телевидение и тот продукт, который оно выпускало, купил в Москве аппаратуру и занялся музыкальными клипами. От «а» до «я» все делал сам: писал сценарии, подбирал локации, костюмы, декорации, снимал и монтировал дома. Каждые две-три недели брал новый проект и постепенно стал общаться с музыкантами со всего Северного Кавказа. Со временем решил заняться организацией и съемкой концертов. Привез технику, которой в то время почти не было в регионе: кран, камеры и стабилизаторы на них, светодиодные экраны. Специалистов тоже не хватало, и я просто подключал знакомых.

В 2008 году зарегистрировал One Light Studio. Сложностей, конечно, было много: финансы, юридическое оформление документов. Проблемой было и то, что я иностранец. Гражданство получил только через 15 лет — растаможил себя, можно сказать. Конечно, если сидеть и жаловаться, трудности не закончатся, но я всегда нахожу выход. Секрет простой: появляются сложности, сажусь в машину и еду в горы зарядиться энергией.

Сначала я арендовал помещение в ГТРК, потом снял весь этаж одного из офисных зданий — мы и сейчас находимся там. Практически все, что есть в студии, сделано моими руками, руками друзей и ребят со студии. Я должен чувствовать ауру во всем, что меня окружает.

Многие артисты прошли через One Light Studio: клипы, концерты, обложки, кассеты, диски, цифровые носители. Мы занимались и занимаемся всем, что связано с продакшн. Плюс реклама, свадьбы, корпоративы. Никто не верил, что здесь можно создать продакшн полного цикла. Говорили: кто будет за это платить? А сейчас у нас более тысячи реализованных проектов. Среди наших заказчиков коммерческие компании, госкорпорации и министерства республики, для которых мы готовим выставочные стенды и презентационные ролики.

Связь с культурой

Параллельно со всем этим я продолжал интересоваться национальной культурой и работал в команде создателей журнала «Псынэ» на кабардинском языке — вышло семь-восемь выпусков. Поэтому могу сказать, что идея медиаэнциклопедии в виде документального сериала об адыгской культуре возникла не просто так.

За 20 лет жизни в республике я глубоко вник в историю национального костюма, декоративно-прикладного искусства, музыки. В студии хранятся старинные вещи, аналоги которым есть только в музее, у меня хорошая библиотека и огромный фольклорный музыкальный архив. Я вернулся ради этой культуры. Общался с мастерами от Майкопа до Черкесска, работал с дизайнерами как фотограф, изучал и сам шил национальную мужскую одежду.

Самым серьезным и глубоким мастером я считаю Вячеслава Мастафова. На Северном Кавказе второго такого нет. Никто не расскажет о черкеске, кабардинском седле, арджэне или о басонном плетении так, как он. И никто не изготовит их так, как он. Мы знакомы 19 лет — это сложный, достойный и очень добрый человек. Общение с ним задало совсем другую планку. Я попросил его стать героем нашего первого фильма, посвященного арджэну. Сегодня этот предмет просто висит на стенке как деталь интерьера, а для чего он использовался раньше? Как его создавали до появления современных инструментов для резки и сушки рогоза? Я хочу показать, как в этом древнем ремесле живет современный мастер. В кадре только он, нет актеров. Планирую снимать в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии, мы уже нашли локации.

Фильм будет на кабардинском языке с субтитрами на русском, турецком, арабском и английском. Премьерный показ постараюсь сделать в Нальчике, потом отправлю ленту на фестивали и после выложу в открытый доступ.

В год мы будем успевать делать не больше двух-трех серий: у проекта нет спонсоров, мы обеспечиваем себя сами. В планах больше 20 тем: ювелирное искусство, оружие, музыкальные инструменты, костюм. Каждая серия не меньше 30 минут длиной. Нам действительно есть что показать. И важно сделать это грамотно, красиво и достойно, ведь люди иногда мало знают о своей культуре. Артисты часто снимают клипы в национальной одежде и не умеют ее носить. У меня дома четыре черкески, я шил их по разным поводам, но если постучу к соседям, могу и не найти семью, у которой есть хоть один предмет традиционной культуры. Поэтому самое важное, что я хочу донести: мы не должны терять свою культуру.

Мне в целом интересно уйти в документалистику и киноиндустрию. Есть опыт и неплохо подготовленная команда, есть план, по которому надо идти и просто творить. За 20 лет в другой стране я, наверное, сделал бы больше. Здесь я сделал, что мог и чем доволен.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Когда точность становится вдохновением: путь врача, который выбрал краски вместо бор-машины
Более десяти лет стоматолог из Нальчика Залим Унакафов лечил людей, а теперь создает картины. Узнали, чем медицина похожа на творчество и как художественная свобода сочетается с врачебной точностью
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
История в шерсти
Езетхан Джаппуева из Верхнего Баксана в Кабардино-Балкарии создает войлок, который невозможно проткнуть ножом, мечтает возродить древнее ремесло и создать музей традиционных балкарских ковров
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия