Мое дело
Муж и жена — одна пита. История семьи из Дагестана, основавшей сеть кафе правильного питания
29 января, 2025
От создания букв для свадеб в небольшом городе до нескольких столичных заведений с собственным производством. Секрет успеха семейного бизнеса

Юная дагестанка Марьям окончила колледж в Ростове с красным дипломом и переехала в Хасавюрт, где вышла замуж за Шамиля. Еще до свадьбы он пообещал поддерживать инициативы девушки и сдержал слово. Вместе они прошли нелегкий путь к созданию собственного бренда «Marsha».

Когда жена — генератор идей

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Самое легкое — это открыться». Как появилось первое кафе без еды в Дагестане
8 лет назад три друга-кофемана из Махачкалы решились на рискованный стартап и открыли в городе заведение And Coffee. Сейчас к ним поступают запросы на франшизы со всей России и даже из соседних стран

— Я всегда работала, — рассказывает Марьям. — До свадьбы была администратором в автосалоне, потом трудилась в рекламном агентстве. Именно там родилась первая бизнес-идея — буквы из ПВХ для мероприятий, свадеб и фотосессий. Когда забеременела, уволилась и продолжила заниматься этим дома. Буквы продавала через блог, который активно развивался.

Число заказов росло, и к делу Марьям подключился муж. Тогда Шамиль работал с пластиковыми окнами, но предложенная женой идея показалась ему перспективной. Хотя буквы приносили доход, Марьям решила не останавливаться на этом и открыла курьерскую службу. Супруги сами занимались доставкой.

— Мы ходили по магазинам и убеждали работать с нами, — вспоминает Марьям. — Объясняли: «Таксист сделает за 100 рублей, но без сервиса, а мы за 150, но покупатели будут довольны». Курьерская служба быстро набрала обороты: вскоре у нас было более 20 курьеров и машин, мы сняли офис, наняли диспетчеров. А дома я продолжала делать буквы.

Если хочешь — попробуй

Переехав в Махачкалу, семья продала курьерскую службу и столкнулась с новой задачей. Сын Марьям и Шамиля родился с непереносимостью лактозы и склонностью к пищевой аллергии. Это подтолкнуло Марьям глубже изучить функциональное питание и оставить хобби с буквами — из-за них в доме пахло краской.

— Я много готовила сама, делилась видеорецептами в блоге, и он начал расти. Я предложила мужу открыть эко-маркет. Несмотря на сомнения, он сказал: «Если хочешь — попробуй». Со стартовым капиталом обещала помочь моя мама.

Супруги арендовали помещение, но оно оказалось слишком большим для скромного ассортимента эко-маркета. Так как Шамиль мечтал о небольшой кофейне, где можно встречаться с друзьями, решил открыть его на пустующих «квадратах».

Кафе заработало во время карантина и быстро стало популярным. Шамиль стоял за кофемашиной, а Марьям занималась главным хитом заведения — питой из цельнозерновой муки с секретной начинкой. Молодой маме приходилось вставать в пять утра, вместе с няней дома готовить тесто и соусы, а затем на кухне в кафе собирать готовое блюдо.

— Питы за 150 рублей быстро разлетались. Именно в этот период я начала изучать предпринимательство, посещать мастер-классы. Наставники убеждали, что нужно вдвое поднять цену на питы и убрать магазин, чтобы освободить место для кафе. Было жалко, но решение оказалось правильным.

Через тернии — к популярной сети кафе

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Просят жалобную книгу, но не для жалоб». Как дагестанка делает сыр и сметану, за которыми в Махачкале стоят очереди
Как родить пятерых детей, варить творог в 4 утра, открыть сеть магазинов фермерской продукции и оставаться при этом молодой и красивой — знает Узлипат Расулова, бизнесвумен из Дагестана

— Успех приходит с опытом и через ошибки. Мы внедряли новые системы, пробовали разные подходы. Конечно, сотрудники не всегда были довольны постоянными изменениями: «Вы сказали, что это не нужно. А теперь опять нужно?» Но мы пробовали снова и снова, пока не находили эффективные решения.

Когда супруги открыли первое кафе, Марьям был всего 21 год, а Шамилю — 25. За пять лет супруги превратили кафе в сеть с четырьмя филиалами, службой доставки и собственным производственным цехом. Сегодня в команде «Marsha» работает более 200 человек.

— Наши обязанности в бизнесе распределены поровну. Я отвечаю за маркетинг, Шамиль — за финансы и новые локации. Мы не спорим там, где зона ответственности другого, а важные решения принимаем вместе с командой. Нас часто спрашивают: «А если будете разводиться?». У нас нет письменного брачного договора, но на словах мы договорились, что все будет поделено 50 на 50.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия