{{$root.pageTitleShort}}

Современный экобренд по старинным рецептам

Как хобби многодетной мамы из Карачаево-Черкесии превратилось в успешный семейный бизнес

Толчок дало ароматное увлечение

Сегодня продукция супругов Асият и Муратбия Каппушевых представлена на крупных всероссийских выставках и поставляется в пятизвездочные отели, а впереди — выход на всероссийский рынок. Крупная косметическая сеть предложила локальному бренду сотрудничество.

— Мы не могли в это поверить! — делится эмоциями Асият Каппушева. — Ведь началось все три года назад с обычного хобби. Мы занимались оптовыми продажами трав, которые сами же собирали в горах Карачаево-Черкесии, и параллельно я увлеклась созданием аромасвечей — сначала для себя, потом в подарок подругам и родным.

Дело пошло, и Асият начала продавать свои свечи. Следом взялась за аромадиффузоры, автопарфюм. Главный принцип семейного бренда — экологичность продукции.

— На создание каждого продукта я тратила недели и месяцы. Например, диффузоры тестировала в разных комнатах нашего дома, оценивала интенсивность запаха, то, как он раскрывается, на какой срок хватит.

По старинному рецепту

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Все натуральное, несмотря на объемы производства. Как семья из Нальчика основала успешную марку косметики
Начиналось все с кустов лаванды в огороде, а в итоге выросло в бьюти-производство с заказами по всей России

Успех в хобби совпал с непростым для семьи временем. У Муратбия появилась аллергия, и от бизнеса с травами пришлось отказался.

— Мысли мужа были заняты тем, как теперь зарабатывать, у нас ведь четверо детей. Я же к тому времени захотела расширить свою линейку мылом, — рассказывает Асият.

Рецепт, по которому в Европе варили мыло еще 200 лет назад, удалось купить за внушительную сумму. В его составе — натуральные масла: ши, оливы, виноградной косточки…

— Медицинское образование помогло мне изучить работу компонентов, разобраться в тонкостях процесса. Масла хорошие нашла в России, какую-то часть заказала из-за рубежа. Муратбий поддержал меня и тоже подключился — мыло вызывало у него больше доверия, чем аромапродукция, — смеется Асият.

Мылу нужно созреть

Название и логотип выбрали отсылающие к Кавказу, к Карачаево-Черкесии. После споров супруги сошлись на Hvoya с изображением гор. На родину продукции намекает и форма мыла — горные пики.

— Кстати, именно с мыла у нас начался «движ». В туристических точках, где мы раньше продавали наш чай, этот товар пошел хорошо, подтянув за собой и аромапродукцию, — говорит Асият.

Каппушевы работают в небольшой мастерской. Оборудования мало — в основном все делается вручную. Большие бруски мыла, например, Асият делит на маленькие с помощью резака. Затем эти кусочки отправляются на стеллажи, где будут «вызревать» как минимум месяц. Чем дольше, тем лучше пенится.

{{current+1}} / {{count}}

— Делать мыло — это не просто смешать ингредиенты, — признается Асият. — Тут каждый грамм и градус решают. Если что-то напутать, мыло может не затвердеть. Обычно у нас все отлично получается, но бывает всякое. Однажды мы испортили 9 кг продукта — раздали родственникам, пользовались сами.

Дающему и Бог дает

Продукция Каппушевых продавалась в Черкесске и на маркетплейсах, но основной спрос был среди туристов. Все изменилось неожиданно, когда супруги передали часть товаров благотворительному фонду.

— Эту спа-линейку — масла, скрабы, баттеры, обертывания — у нас заказал отель, который должен был вскоре открыться. Но дата все переносилась, и мы передали образцы на ярмарку в поддержку нуждающихся, — вспоминает Асият. — Сотрудница фонда сказала тогда: «Зачем же так много отдаете?». Я махнула рукой: «Ничего. Дающему и Бог дает». И не поверите, с этого дня клиентов стало вдвое больше.

После ярмарки о бренде узнали Торгово-промышленная палата КЧР и Центр «Мой бизнес». С их поддержкой Hvoya запатентовала логотип, сертифицировала косметику, запустила сайт и приняла участие в крупнейших выставках страны, в том числе Russia Halal Expo — 2024 и «Россия».

— Благодаря презентации на выставке «Россия» на ВДНХ с нами связался пятизвездочный отель в Архызе. Их как раз заинтересовала наша спа-линейка, которая ждала своего часа.

Формула успеха

{{current+1}} / {{count}}

— В семейном бизнесе главное — уметь договариваться. Да, мы, бывает, спорим, но никогда не переходим границ. В бизнесе мы не только супруги, но и партнеры, умеем распределять обязанности, — делится Асият.

Муратбий занимается всей бумажной волокитой и производством диффузоров, масел и автопарфюма, а его супруга отвечает за свечи, баттеры, скрабы и бальзамы. Асият в этом семейном предприятии — также и главный генератор идей.

— Наш хит продаж — бальзамы для губ. Я создавала его в первую очередь для себя. Вместо красителей в них — порошок сушеной брусники, какао, выжимка облепихи. Популярен скраб с хвоей, муссовые баттеры с маслами черного тмина, макадамии, кунжута.

Родителям помогают и дети. Когда супруг с сыном доставляет товар в точки продаж, Асият с дочерями остается на производстве.

— Сейчас строим мастерскую побольше. Все-таки придется расширять наш семейный подряд и нанимать помощников — заказов все больше.

Мадина Хапаева

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Горянки-партизанки и непокоренные перевалы: как Карачаево-Черкесия приближала страну к Победе

Продолжаем рассказывать о вкладе регионов СКФО в освобождение страны от немецко-фашистских захватчиков. К 80-летию Победы — о мужестве и самоотверженности советского народа