{{$root.pageTitleShort}}

«Шокирую покупателей: беру ложку и ем крем»

Потомственная травница из Северной Осетии основала бренд натуральной косметики и завоевала доверие клиентов далеко за пределами Кавказа. Неудивительно, ведь ее продукция из горных трав, фрешей и вина

«Нет» мылу с жиром

Дора Чехова

— Первое свое мыло с подругой изготовили лет десять назад, когда я стала вникать в состав косметики с полок в магазинах — нашла там продукты нефтепереработки, агрессивные химические вещества и даже животные жиры. Я в то время увлекалась вегетарианством, была неприятна мысль, что я пользуюсь мылом из коровьего жира, — сходу признается Дора Чехова, основатель и директор бренда косметики из Северной Осетии «Лето».

В интернете было много рецептов, но мы решили действовать по науке: химическая формула, соблюдение пропорций, но «от себя» добавили различные масла. С первого раза у нас получился качественный продукт. На Новый год подарили мыло друзьям, а через пару недель они стали звонить и просить еще. Тогда с подругой собрали в чемоданчик несколько видов нашего мыла и поехали на молодежный форум «Машук». На выигранный там грант закупили сырье и оборудование. Так в 2014 году был основан наш бренд «Лето».

Не многим женщинам легко дается ведение бизнеса. Мне кажется, какие-то мужские качества нужны: желание повоевать, отстоять свою позицию. Бывают вспышки, думаешь: к черту это все. Потом осознаю — это испытание на пути к моей цели.

Самое сложное — носить в себе идею и не иметь возможности ее реализовать. Для создания, к примеру, крема нужны десятки исследований, сырье, оборудование. Крупные суммы найти на это не всегда получается, и это бывает очень обидно, да и для творческого человека создать продукт всегда легче, чем его продать.

«Летний» ассортимент

— С детства я увлечена травами, ходила в поля, собирала растения для чая. К моменту создания компании накопила хороший багаж знаний в ботанике, могу с закрытыми глазами определить, какое растение у меня в руках. Сначала не понимала, откуда эта тяга. Только ближе к 30 годам узнала, что несколько поколений женщин в моей семье были травницами — лечили растениями. Но я еще получила знания в косметологии, поступила на факультет биотехнологии. Теперь с чистой совестью могу «лезть» под кожу.

Для создания косметики использую около трех десятков видов трав, сейчас даже экспериментируем с табаком. Сырье — ромашку, полынь, мальву — с мая по октябрь собираем подальше от дорог и сел, в высокогорье Алагирского ущелья. Запаса нам хватает на год. Масла — кокосовое, абрикосовое, конопляное, виноградной косточки, Ши — везем из-за границы. Из ненатурального у нас, пожалуй, только щелочь.

По результатам исследований наша продукция получила декларации соответствия. В ассортименте компании «Лето» несколько десятков видов мыла и кремов, шампуни, средства для ванн. Наши основные клиенты — женщины старше 30 лет. Они любят себя и хотят ухаживать за своим телом, им не жалко на это ни времени, ни денег. Средства для мужчин — мыло, шампуни, средства для ухода за бородой — покупают барбершопы. В расширенную линейку вошли бальзамы для губ, масла и воск для волос. Кстати, мыло мы не варим: от высокой температуры оно лишается полезных свойств. Продукт сушится под ультрафиолетовыми лампами.

У нас есть средство для ванной «Танец Вакха» — для его изготовления мы используем вино. Наш эксклюзив — мыло из апельсинового фреша, выжимаем цитрусовый сок и используем вместо воды. Иногда шокирую покупателей: беру ложку и пробую крем. А в чем проблема? Косметика же натуральная. Однажды на выставке-ярмарке была дегустация продукции «Лето». Одна женщина спутала скраб с йогуртом и съела его. Пришлось поддержать — тоже съела ложечку за компанию.

Красота в тяжелые времена

— Косметику продвигаем на выставках-ярмарках, где заключаем контракты с владельцами магазинов. Туристы покупают косметику в сувенирных магазинах Северной Осетии. Одно дело увезти с Кавказа пироги или напитки, но люди бывают удивлены, что в качестве сувенира можно забрать натуральную осетинскую косметику. Но основные продажи идут через маркетплейсы Ozon и Wildberries. Несколько заказов отправили в США, но с началом пандемии делать это стало сложно.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Что привезти из Северной Осетии?
Осетия популярна у туристов, и это понятно: все любят горы и чистый воздух. Природу, к сожалению, с собою не увезешь, а что-то на память хочется. Рассказываем о местных сувенирах

Любой кризис сильно бьет по бизнесу. Последние годы наблюдаем падение спроса: до 2019 года мы стабильно росли, но из-за пандемии людям стало не до красоты и здоровья кожи. Тут бы выжить! В аптеки люди приходили исключительно за лекарствами, на косметику даже не смотрели.

После ковидных времен спрос рос до весны. Мне кажется, дело не столько в стрессе из-за последних событий, сколько в подорожании продукции. Вслед за ростом цен на сырье, упаковку и логистику мы тоже вынуждены были повышать стоимость. Людей, готовых хорошо платить, не много, но они есть. Покупатели, однажды попробовавшие качественный продукт, ощутившие эффект от него, на цену потом не смотрят.

В ближайшие пять лет планируем переехать ближе к туристическим маршрутам, возможно, по дороге к Фиагдону. Хочется там же выращивать травы. В мастерской планируем сделать шоу-рум, где можно будет увидеть всю продукцию.

В планах — увеличивать ассортимент и освоить новые рынки. К примеру, хотим поставлять наши товары в Турцию. Там благодатная почва, девушки следят за своим телом. При этом, наращивая объемы, обязательно сохраним качество нашей натуральной косметики и средств ухода.

Валерий Тайсаев

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Смена ориентиров: как осетинский дизайнер сочетает моду и секонд-хенд

Расхламляет шкафы, помогает планете и использует передовые технологии — Тэка Бандурова не только дает вторую жизнь старой одежде, но и реализует уникальный проект по разумному потреблению вещей

Прогулка с пользой: литературная экскурсия по Владикавказу

Маленький городок, а загадок очень много, говорит о столице Северной Осетии Зарина Алборова. Дипломированный гид разработала авторскую экскурсию и открывает туристам непривычную сторону Владикавказа

Пиво, кофе или сыр: каким получился главный торт Владикавказа

В Северной Осетии 240-летие столицы республики будут праздновать с новым фирменным тортом. Главное лакомство выбрали сами жители, а попробовать город на вкус скоро можно будет и в кондитерских