Юная дагестанка Марьям окончила колледж в Ростове с красным дипломом и переехала в Хасавюрт, где вышла замуж за Шамиля. Еще до свадьбы он пообещал поддерживать инициативы девушки и сдержал слово. Вместе они прошли нелегкий путь к созданию собственного бренда «Marsha».
Когда жена — генератор идей
— Я всегда работала, — рассказывает Марьям. — До свадьбы была администратором в автосалоне, потом трудилась в рекламном агентстве. Именно там родилась первая бизнес-идея — буквы из ПВХ для мероприятий, свадеб и фотосессий. Когда забеременела, уволилась и продолжила заниматься этим дома. Буквы продавала через блог, который активно развивался.
Число заказов росло, и к делу Марьям подключился муж. Тогда Шамиль работал с пластиковыми окнами, но предложенная женой идея показалась ему перспективной. Хотя буквы приносили доход, Марьям решила не останавливаться на этом и открыла курьерскую службу. Супруги сами занимались доставкой.
— Мы ходили по магазинам и убеждали работать с нами, — вспоминает Марьям. — Объясняли: «Таксист сделает за 100 рублей, но без сервиса, а мы за 150, но покупатели будут довольны». Курьерская служба быстро набрала обороты: вскоре у нас было более 20 курьеров и машин, мы сняли офис, наняли диспетчеров. А дома я продолжала делать буквы.
Если хочешь — попробуй
Переехав в Махачкалу, семья продала курьерскую службу и столкнулась с новой задачей. Сын Марьям и Шамиля родился с непереносимостью лактозы и склонностью к пищевой аллергии. Это подтолкнуло Марьям глубже изучить функциональное питание и оставить хобби с буквами — из-за них в доме пахло краской.
— Я много готовила сама, делилась видеорецептами в блоге, и он начал расти. Я предложила мужу открыть эко-маркет. Несмотря на сомнения, он сказал: «Если хочешь — попробуй». Со стартовым капиталом обещала помочь моя мама.
Супруги арендовали помещение, но оно оказалось слишком большим для скромного ассортимента эко-маркета. Так как Шамиль мечтал о небольшой кофейне, где можно встречаться с друзьями, решил открыть его на пустующих «квадратах».
Кафе заработало во время карантина и быстро стало популярным. Шамиль стоял за кофемашиной, а Марьям занималась главным хитом заведения — питой из цельнозерновой муки с секретной начинкой. Молодой маме приходилось вставать в пять утра, вместе с няней дома готовить тесто и соусы, а затем на кухне в кафе собирать готовое блюдо.
— Питы за 150 рублей быстро разлетались. Именно в этот период я начала изучать предпринимательство, посещать мастер-классы. Наставники убеждали, что нужно вдвое поднять цену на питы и убрать магазин, чтобы освободить место для кафе. Было жалко, но решение оказалось правильным.
Через тернии — к популярной сети кафе
— Успех приходит с опытом и через ошибки. Мы внедряли новые системы, пробовали разные подходы. Конечно, сотрудники не всегда были довольны постоянными изменениями: «Вы сказали, что это не нужно. А теперь опять нужно?» Но мы пробовали снова и снова, пока не находили эффективные решения.
Когда супруги открыли первое кафе, Марьям был всего 21 год, а Шамилю — 25. За пять лет супруги превратили кафе в сеть с четырьмя филиалами, службой доставки и собственным производственным цехом. Сегодня в команде «Marsha» работает более 200 человек.
— Наши обязанности в бизнесе распределены поровну. Я отвечаю за маркетинг, Шамиль — за финансы и новые локации. Мы не спорим там, где зона ответственности другого, а важные решения принимаем вместе с командой. Нас часто спрашивают: «А если будете разводиться?». У нас нет письменного брачного договора, но на словах мы договорились, что все будет поделено 50 на 50.