Вадим Уколов 20 лет учил детей играть на гитаре в одной из музыкальных школ Ставрополя. И тогда же столкнулся с проблемой: если у инструмента деформировался гриф, на корпусе появился скол или нужно поменять колки, найти мастера нелегко. Так Вадим и решил попробовать себя в новом деле — обустроил в гараже мастерскую и принялся чинить инструменты.
— Сначала смотрел видео, как это делают другие. Ремонтом занимался по ночам: днем времени не хватало из-за основной работы. Параллельно вынашивал идею сделать свой инструмент, — рассказывает Вадим.
Постепенно работы, за которые брался мастер, становились все сложнее: например, замена анкера — металлического стерженя в грифе, придающего ему нужную форму. Вадим накопил на фрезерный станок и начал покупать древесину, экспериментировать с ней. Первую гитару мастер сделал в августе 2017 года. Самым сложным тогда казалось изготовление грифа.
— Один знакомый показал, как правильно его делать. Я так воодушевился, что на радостях за день изготовил сразу два, — вспоминает Уколов. — У моей первой гитары корпус был из ясеня, гриф — из венге с кленом. Она долго не продавалась: отдавать задешево не хотелось.
Инструмент в итоге купили за 50 тысяч рублей, еще девять «пилотных» электрогитар Вадим продал по себестоимости. Изготовление инструментов на заказ оказалось востребованным. Вадим даже проводил мастер-класс для студентов музыкального училища.
Все это время Уколов работал в школе. Во время пандемии ставрополец воспользовался правом учителей после 10 лет работы уйти в годовой отпуск. Пока коллеги дистанционно занимались с учениками, Вадим пропадал в гараже, где оттачивал мастерство. После отпуска он уже не хотел возвращаться к преподаванию.
— Совмещая работу в школе с изготовлением и ремонтом гитар, я успевал сделать не больше четырех-пяти инструментов в год. Каждое изделие нумерую: в 2020 году, когда ввели ограничения, у меня в работе был экземпляр № 14. Сейчас делаю 70-й, параллельно составляю каталог и занимаюсь сайтом. Его разрабатывает парень, которому я в обмен на его услуги делаю гитару.
На один инструмент необходимо минимум две недели, но Вадим не сторонник спешки. Работа с деревом не терпит суеты, объясняет мастер. После каждой процедуры древесина должна отлежаться: на нее влияют любые манипуляции, и она может неожиданно изменить форму. При изготовлении музыкального инструмента важно это учитывать.
— Я даю пожизненную гарантию на свои работы. Так я демонстрирую покупателю уверенность в изделиях. Кроме того, дерево часто ведет себя непредсказуемо. Если в момент сборки что-то упустил, заказчик должен знать, что дефект я исправлю. К счастью, ни с одной из 70 гитар проблем не было.
Преимущество электрогитары на заказ в том, что покупатель может сам выбрать материалы и фурнитуру. У Вадима есть несколько моделей, которые он опробовал в производстве и уверен в их качестве. Но допускает и эксперименты: клиент может выбрать экзотическую породу дерева, дорогую фурнитуру и электронику.
— В среде гитаристов принято считать, что есть определенные «музыкальные» деревья, которые позволяют добиться лучшего звучания, но это не так. Моду задают бренды, которые массово производят гитары из определенного набора материалов. Если их продукция становится известной и она качественная, комплектующие получают особый статус. Но фактически любое дерево «музыкально», хотя отличается обертонами и частотными характеристиками, — считает ставропольский мастер.
Перед началом работы Вадим обсуждает с клиентом все нюансы. Аванс — сумма, равная половине стоимости инструмента. Деньги идут на материалы, фурнитуру и электронику.
— С поставками из-за рубежа сейчас возникают проблемы: цены на комплектующие растут, достать их сложно. Но в России многое уже тоже производят — электронику, струнодержатели, звукосниматели. Колки можно заказать в Китае, главное — не покупать дешевые. Для гитарных мастеров есть специализированный магазин с ассортиментом древесины экзотических пород деревьев. Но если покупатель не гонится за каким-нибудь редким макоре (разновидностью красного дерева), то я предлагаю использовать кавказские породы: ольху, клен, ясень.
В среднем один инструмент стоит около 140−160 тысяч рублей. Вадим поясняет: некоторые мастера берут гораздо больше, но ему доходов хватает. Работает в одиночку, хотя к Уколову часто обращаются желающие стать подмастерьями.
— Это мое любимое дело, у меня есть свои приемы и секреты. С напарником придется принимать совместные решения, а я этого не хочу. К тому же у меня свой график: могу засидеться допоздна, а на следующий день прийти к обеду. Вот такой творческий процесс.