{{$root.pageTitleShort}}

Мокрый бизнес: инструкция по запуску

Ставропольчанка воспользовалась господдержкой и открыла дело, о котором мечтала. Теперь многодетная мама стирает ковры всему Изобильненскому округу и получает от этого искреннее удовольствие

Когда в доме есть дети, все поверхности покрываются ровным слоем творческой грязи, а ковры превращаются в холсты для пластилиновых аппликаций. Если же в семье несколько малышей и собака, телефон химчистки ставится на быстрый набор. Так было и у Наиры Бадасян, многодетной мамы из города Изобильного Ставропольского края. Но лишь до тех пор, пока женщина не решила: а почему бы не открыть собственную химчистку.

Найти свою нишу

— У меня трое детей и собака, у меня и пластилин, и слаймы, и все что хочешь на коврах, да и пес постоянно линяет. Я тоже отдавала ковры на мойку, и у меня были вопросы к качеству стирки. Я в этом разбираюсь, поскольку раньше у нас с мужем была своя автомойка, где мы чистили ковры.

Наира Бадасян

По словам женщины, на автомойках используют аппараты высокого давления. Такой способ не позволяет должным образом почистить изделие.

— У ковра очень плотная нитка, и аппарат сбивает загрязнения только снаружи ворса. Если не будет глубокой мойки, при высыхании ковер начинает неприятно пахнуть сыростью. Плюс автомобильные шампуни сильнощелочные, а должны быть специализированные, иначе цвет может уйти или расплыться. В общем, много нюансов. В округе такого сервиса не было, поэтому я решила арендовать помещение и самой профессионально этим заняться.

Многодетной маме не пришлось набираться смелости для запуска бизнеса, поскольку она всегда мечтала работать на себя. В поиске локации Наире помогла работа в местном отделении Водоканала.

— Я была контролером юридических лиц и обслуживала помещение автомойки. Оно все время было закрыто, и я подумала: почему не взять его в аренду? Это было два года назад.

Пройти путь от идеи до открытия

Любое дело начинается со стартового капитала. Если денег на запуск бизнеса нет, как было у Бадасянов, есть вариант получить субсидию от государства.

— Я пошла в управление труда и соцзащиты населения и узнала, что можно рассчитывать на финансовую поддержку, если у семьи статус малоимущей. У нас его не было, но по всем параметрам мы подходили: трое детей, моя зарплата в 15 тысяч рублей, муж был оформлен по уходу за бабушкой. Я собрала нужные документы, подтвердила статус и начала составлять бизнес-план. С налогами пришлось повозиться. Если вы, как и я, никогда не имели с ними дела, знайте: надо делать много расчетов — целая система. У меня получилось. Когда человек хочет, у него все получается.

Оформление документов для соцконтракта и их проверка прошли быстро — Наира уложилась в две недели. На субсидию в 250 тысяч рублей женщина купила центрифугу для отжима ковров и оплатила первый месяц аренды помещения. Параллельно зарегистрировалась как индивидуальный предприниматель и оформила эквайринг.

— Мы наращивали бизнес. Вслед за центрифугой взяли пылевыбивальный станок и ковромоечный. Потом купили роторную машину, которая нужна для ковров, не влезающих в ковромойку. Все приобрели и начали работать в полную силу. Недавно перед зимой взяли осушитель, купили оверлок — чтобы наша услуга была более широкая.

Бизнес Наиры — семейный. Вместе с мужем и сыном они сами справляются с потоком клиентов, которых оказалось предостаточно.

— Химчистка обслуживает 15 поселков в округе. Наш автомобиль выезжает по заявке, забирает ковры на мойку, потом привозит обратно. Люди здесь не стирали их по 20 лет, 80% заказчиков — бабульки, дедушки, инвалиды, которым надо из-под диванов, шкафов достать ковер. Ну что, бабуля на автомойку его потащит? Звонят и говорят: «Дочь прошу, сына прошу, но им все некогда. Приезжайте, пожалуйста».

Владелица говорит, в том числе благодаря таким дополнительным услугам химчистка оказалась вне конкуренции на территории округа. Другая, ближайшая, находится в Новоалександровске.

— Но у них очень большие цены, начиная от 200 рублей за квадратный метр и выше. У нас — от 150 рублей на все виды ковров: шерсть, шегги, синтетика. Цена повышается только за дополнительную обработку сложных пятен. Не так давно было 120 рублей за метр, но я подняла цену: за месяц воды на 40 тысяч выходит, света — на 30, аренда — 20. Клиенты же это не считают, не видят, спрашивают: «Почему цены растут?» Вот поэтому.

Получить вау-эффект

По словам Наиры, ее бизнес создан не для того, чтобы «косить» деньги. Женщине нравится этим заниматься — это еще один ключ к успеху.

— Я люблю свою работу, мне в радость приносить людям удовольствие. Знаю, что человек развернет ковер и скажет: «Это мой? Вы не ошиблись? Вау!» Вот этот позитивный настрой клиента и есть плод моей деятельности. Муж говорит, что я ненормальная: люди гребут деньги, а я удовольствие получаю. Но мне так нравится стирать ковры, вот которых прямо не видно от грязи. Я делаю фото «до», «после» и наслаждаюсь работой.

Наира нигде не училась услуге. Все знания — личный опыт, плюс общение с коллегами из других городов.

— Есть общий чат представителей ковромоечного бизнеса со всей России. Какая-то новая химия выходит — пробуем, рассказываем друг другу, как работает, предлагаем, то для пластилина, то для жира. Очень выручает на начальном этапе.

Кстати, пластилин, по опыту многодетной мамы, выводить сложнее всего, особенно когда он сплошным пятном на ковре. И вот тут может появиться первый конфликт с клиентом — разность цен, признается Наира.

— Я уже говорила: обработка пятен идет по отдельной цене, но люди ожидают, что им посчитают по 150 рублей за квадрат. Когда говоришь, что стирка такого-то момента — это плюс 50% от обычной стоимости, сразу задают вопрос: «Почему?» Потому что твой ковер весь в пластилине, и мне нужно просто взять и вылить целую бутылку химии, а потом еще и выполоскать ее, а это очень много воды. Не успеешь — ковру хана. И некоторые этого не понимают, начинают возмущаться, но, когда видят результат, звонят и говорят: «Кайф! Спасибо, не жалко отдать эти деньги».

Забыть про страх и идти к успеху

Поиск денег для запуска и стремление стать вне конкуренции — только одна сторона бизнеса. Совсем другая — избавиться от страхов. У многих начинающих предпринимателей в голове зудит: «Вдруг не получится?» Наира оказалась не из такой категории людей.

— Для меня вообще сложностей не существует. Я давно поняла: все в голове. Нужна цель, нужен твой фокус на эту цель — и вся твоя энергия на развитие. Больше ничего. Неудачи — в страхе, но я ничего не боюсь. Меня даже муж изначально не поддержал, боялся, что не справимся. Когда у нас еще и оборудования не было, привела супруга в помещение автомойки и стала рассказывать, что где будет стоять. Муж сказал: «Думаешь, что говоришь? Это 300 тысяч, это — 900, это — 100». Я ответила: «Это не проблема». В итоге так и получилось.

Главный совет Наиры начинающим: не смотреть на обстоятельства, идти вперед и добиваться. Предпринимательница уверена, что нужно визуализировать желаемое — это работает, даже если уйдет больше запланированного времени. У Наиры уже давно нарисована идеальная картинка будущего детища. Женщина планирует построить отдельное здание, где будет несколько цехов.

— Есть участок, который я хочу приобрести. Муж говорит: «Ты понимаешь, что нужно 10 миллионов?» Да, я их заработаю, куплю землю и построю химчистку своей мечты: грязный цех отдельно, чистый — отдельно, стирочная, две сушильные камеры, комната для оверлока, для роторной машины. В итоге так и будет, вот увидите.

Наталия Маслова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

«Мягкое золото России»: что посмотреть на выставке меха в Пятигорске

Роскошные меха, новые коллекции, мастер-классы дизайнеров — на Кавминводах проходит главное событие для пушно-меховой индустрии страны. И здесь можно купить себе модную шубку. Но лучше брать оптом

«Склифосовский» на Кавказе: как в Кисловодске снимали популярный сериал

Санаторий на высоте 950 метров над уровнем моря, люди в белых халатах и аромат плова. Репортаж с площадки, где дубль за дублем собирали историю, которой уже более 10 лет сопереживает страна

Мыло из нарзана и травяная купель: зачем ехать на ферму под Пятигорском

Проснуться с видом на гору Джуца, позавтракать свежим сыром, покормить ушастых коз или прокатиться на коне и побывать на производстве косметики. Рассказываем, как провести уикенд под Пятигорском