Мое дело
«Когда хвалят мои украшения, я просто снимаю их с себя и дарю»
17 марта, 2021
7180
Как мастерица из Кабардино-Балкарии помогает людям найти себя с помощью ювелирного искусства

Ювелирное искусство и благотворительность могут идти рука об руку, уверена Алина Кибишева, она же Alina Ver, из Кабардино-Балкарии. Девушка не только делает украшения, но и обучает других национальному ремеслу. Посетителей ее бесплатных мастер-классов уже набралось под сотню, а ее проект стал лучшим в конкурсе Общероссийского народного фронта по итогам прошедшего года.

«Никто не возмущается»

Алина живет с родителями в небольшом селе Лечинкай в паре десятков километров от Нальчика. Жить здесь ей нравится, хотя мысль о том, чтобы перебраться в столицу республики, посещает. Зато уезжать за пределы Кабардино-Балкарии девушка точно не собирается, разве что путешествовать.

Мастерская Алины находится прямо во дворе дома. Оборудовать этот творческий уголок ей помогал отец. Семья вообще поддерживает любые начинания Алины, и девушка это очень ценит.

— Дома сначала, конечно, удивились, какое я выбрала направление, но никто не отговаривал. А сейчас тем более никто не возмущается. Понятно ведь, что я люблю свою работу. Да и заказы поступают стабильно.

Алина говорит, что любит работать в разных техниках, но особую нежность питает к филиграни и национальным украшениям. Она хранит свои первые, еще студенческие, работы — незавершенную шкатулку, несколько нагрудников, пояс, кинжал. Кинжалом, частью своей дипломной работы, девушка гордится особенно.

— С ним связана забавная история. Я увидела фото такого кинжала в книге. Это была работа Залима Тумова. Я подумала, что, как студентка, могу себе позволить попытку повторить его. Это же не в коммерческих целях. Ну и сделала так, как увидела на фотографии, — рассказывает ювелир. — А потом мне довелось встретиться с этим кинжалом в реальности. Мой кинжал получился в разы крупнее. Что поделаешь: масштабы по фото определить трудно. Но я все равно горжусь этой работой.

Счастливый поворот

Началось все с ошибки. Алина пришла в профессию, не слишком хорошо понимая, что это такое. Она поступила на факультет декоративно-прикладного искусства Кабардино-Балкарского госуниверситета, уже окончив колледж как дизайнер интерьеров. Поступив, записалась на специальность, связанную с вышивкой и текстилем, но опоздала на самую первую пару, случайно свернула к ювелирам, да так там и осталась.

— Если бы я знала, через что мне предстоит пройти, пока буду учиться, отказалась бы, — признается ювелир. — Это сложная для девушки специальность. Но я ни за что не променяю свою работу на какую-то другую. Очень люблю то, чем занимаюсь.

Эту любовь Алина решила передавать другим, когда поняла, как мало ее соотечественники знают о национальных украшениях.

— В Дагестане, мне кажется, чуть ли не каждый второй может хоть что-то сделать, а у нас люди даже не представляют что и как, — сетует Алина. — Я хочу, чтобы у любого желающего была возможность сделать вывод, хочется ли ему заняться ювелиркой? Для этого достаточно пары мастер-классов.

Как-то Алина отправилась на молодежный форум «Машук» — без проекта, просто побывать. Однако на месте стало понятно, что идея у Алины есть: ей хотелось провести серию бесплатных мастер-классов по ювелирному делу, но она не знала, с какой стороны к ним подойти.

Незапланированное волонтерство

После нескольких попыток написать проект правильно и нескольких несчастных случаев, когда уже готовый проект терялся, Алина все же получила грант. Обучать ювелирному делу она решила всех желающих. Так люди могли определиться с будущей профессией и получить в ней старт. Правда, довольно быстро выяснилось, что девушка неверно выбрала технику для уроков.

— Я выбрала филигрань, а это очень сложная техника для того, кто никогда не работал с металлом, — вспоминает Алина. — Когда я взялась за последующие серии мастер-классов, я упростила задачу себе и потенциальным ученикам, остановившись на выпиловке.

Филигрань — это действительно техника не для слабонервных. Украшения из скрученных и выложенных узорами жгутиков проволоки требуют не только терпения, но и некоторой профессиональной подготовки. Выпиловка тоже непроста в исполнении, но более доступна для человека без ювелирной базы. Для создания, например, небольшого подвеса нужна металлическая пластина с нанесенным на нее узором и лобзик. С его помощью и выпиливается ажурный рисунок.

Когда Алина писала и защищала, а затем претворяла в жизнь свои проекты, она даже не задумывалась, насколько приблизилась к ставшему популярным в молодежной среде волонтерству. Но в какой-то момент с девушкой связались представители местного отделения Общероссийского народного фронта и спросили, не хочет ли она сотрудничать с ними и провести мастер-классы для детей и подростков.

— Так совпало, что у меня осталось какое-то количество материалов после того, как я закончила грантовый проект, — рассказывает ювелир. — И я подумала, что использовать их таким образом — прекрасная идея. Так что я согласилась.

А когда мастер-классы случились, оказалось, что проект Алины взял первое место во всероссийском конкурсе проектов ОНФ на лучшую программу образовательного волонтерства в номинации «Лучшая наукоемкая программа».

Ювелир без серег

На полу в мастерской Алины немного поведенный от жара ламинат. Как-то ювелир решила проверить, так ли интересно вспыхивают рогоз и камыш, как об этом говорят, и записать видео для рабочего аккаунта в Instagram. В итоге за кадром она объясняла, что передумала, и уговаривала сухостой не гореть дальше. К счастью, обошлось без пожара, но надымила Алина в мастерской прилично. К такому Алина относится с юмором.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«С тех пор, как начал донорствовать, стал гораздо здоровее»
Донор из Кабардино-Балкарии стал одним из тех, кто «осмелился изменить мир». Денис Белых — о крови, волосах, костном мозге и других способах быть полезным людям

Девушка создает украшения на заказ под брендом Alina Ver. Заказов, которые в основном поступают через Instagram, ювелиру хватает, зато времени, чтобы сделать что-то для себя, — не всегда. А когда она все-таки улучает момент, чтобы сделать себе колечко или серьги, украшение часто перекочевывает к кому-нибудь другому.

— Обычно если я сделаю что-то себе, то это к какому-нибудь семейному празднику или к свадьбе друзей, например. Прихожу я, довольная обновкой, и обязательно кто-то так хвалит, что я снимаю с себя и просто дарю, — смеется Алина. — Или сестра видит, что я доделала себе серьги, и забирает со словами «ну, ты же себе еще сделаешь». Я ворчу, но не возражаю, конечно.

Со временем Алина мечтает уйти от принципа «работа на заказ», создать авторскую коллекцию и выставить ее.

— Очень хочется более творческого процесса, делать только то, что нравится мне, — объясняет она. — С заказчиком порой бывает сложно. Иногда пишут, что хотят кольцо с камнем, а в итоге мы останавливаемся на серьгах. А бывают украшения, которые уже будто надоело делать, но их постоянно просят повторить. Поскольку я люблю то, чем занимаюсь, я все равно с удовольствием выполняю заказы, но хочется нового уровня. А пока что я в больших количествах делаю очень модные сейчас магнитные браслетики — парные украшения, которые почему-то чаще всего заказывают одинокие девушки, кольца, серьги и пытаюсь не спалить свою мастерскую, — смеется Алина. — Но от серьезных планов не отказываюсь.

Серьезные планы

Идея бесплатных мастер-классов по ювелирке как будто собирается прижиться и у других мастеров. Один из знакомых Алины, вдохновившись тем, что получилось у нее, решил написать похожий проект для детей, чьи семьи находятся в сложной жизненной ситуации.

— Одно удовольствие наблюдать, как человек, взявшийся за лобзик впервые, приложив некоторые усилия, получает украшение, которое совсем недавно существовало только в его воображении, — признается Алина. — Вообще, мне очень нравится, что я могу помочь человеку найти себя, определиться, нужно ему заниматься ювелирным делом или нет. Благодаря этим мастер-классам я поняла, что в принципе хочу учить людей, и даже, кажется, вполне готова этим заняться всерьез.

По словам девушки, желающие стать ее учениками есть. Есть и смелый план создания собственной школы.

— Я точно знаю, какой хочу эту школу видеть. Как это все оформить официально, пока не знаю. Сейчас я нарабатываю опыт и собираюсь с силами и средствами. Так что школа — это, скорее, планы на вырост.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Когда точность становится вдохновением: путь врача, который выбрал краски вместо бор-машины
Более десяти лет стоматолог из Нальчика Залим Унакафов лечил людей, а теперь создает картины. Узнали, чем медицина похожа на творчество и как художественная свобода сочетается с врачебной точностью
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
История в шерсти
Езетхан Джаппуева из Верхнего Баксана в Кабардино-Балкарии создает войлок, который невозможно проткнуть ножом, мечтает возродить древнее ремесло и создать музей традиционных балкарских ковров
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Полная версия