Мое дело
«Масоны» из Грозного
10 августа, 2022
923
История двух художников, которые не хотели рисовать «правильные» вещи: портреты, башни и пейзажи — и создали студию комиксов. Но все же в их киберпанке угадывается Чечня

— В моем детстве была популярна игра «Мортал комбат», и мы со сверстниками часто «рубились» в нее на приставке Sega, — вспоминает Амир Исмаилов, один из основателей студии комиксов Art Republic в Грозном. — У всех были свои любимчики. Мне нравились Скорпион, Саб-Зиро и лорд Райдэн. Но я их больше срисовывал, чем играл в них. Как-то сидел и рисовал «Титаник», а по телевизору шла передача про художника. Его спросили: «Что для вас искусство?» И он ответил: «Создавать и творить». Эти слова так сильно ударили мне в голову, что я невольно подумал: «Почему же я сейчас копирую?» — и начал пририсовывать к кораблю стволы и ракеты.

«Бросай свои мультики»

Вход в студию Art Republic в центре Грозного — как платформа 9 ¾ из «Гарри Поттера». Маглам, далеким от мира искусства, его не найти. Вывески нет. Не поможет даже знание точного адреса. Портал в мир фантастики можно отыскать только по подсказкам самих художников.

У основателей студии — Амира Исмаилова и Аслана Хаджимурадова — нет академического образования и есть весьма заметный снобизм по отношению к тому, что принято называть правилами классического рисунка. В их студии не найти пейзажей или натюрмортов. На стене, полу, мольбертах и в планшетах — Боба Фетт из «Звездных войн», великан с серой кожей и другие далекие от реального мира персонажи. Среди этих нечеловеческих сущностей мужчина в черкеске и девушка в хиджабе выглядят как инопланетяне.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Вселенная Шарвили: как из дагестанского эпоса сделали комикс
Народный эпос лезгин теперь можно прочитать в виде комикса. На первый взгляд, народное сказание и поп-культура — гремучая смесь и потенциальный хит, но нужна ли людям история про «дагестанского Тора»?

 — Хотя я рисовал с самого детства, я никому своих рисунков не показывал: мне казалось это ерундой, — вспоминает Амир. — Десять лет проработал в правоохранительных органах. Часто нас отправляли в горы, а я запихивал в разгрузку фломастеры и краски и рисовал. Спрашивал сам себя: «Почему тень так падает, почему такой оттенок получается?» Потом стал ходить в нашу национальную библиотеку. Поднимался на седьмой этаж в отдел искусства. Начал читать книги по рисунку и понял: ко многому из того, что там написано, я пришел сам.

Из правоохранительных органов Амир ушел в 2017 году. Мама до сих пор не может простить ему, что бросил такую престижную работу. Схожие взгляды и в семье Аслана.

— В моем роду все родственники по отцовской линии до определенного возраста были художниками, — смеется молодой человек. — Но в 20−25 лет они это занятие забрасывали, мол, не подходит мужчине — лучше заняться чем-то полезным. Не скажу, что мне запрещали, но не приветствовали точно. А я всегда рисовал в школе, чтобы скоротать время до звонка. Сначала просто срисовывал, но однажды мне надоело копировать, и я решил изображать то, что приходит в голову. Я окончил туристический колледж, а все друзья советовали мне стать художником. Я ходил в разные мастерские, но все художники там были академического направления. Говорили: «Бросай свои мультики и рисуй правильные вещи: башни, горы и пейзажи». Как-то ко мне подошел один пожилой художник и шепнул: «Уходи побыстрее из этой мастерской и ищи единомышленника». Случайно, по наводке бывшего одноклассника, познакомился с Амиром. У нас абсолютно идентичные взгляды на рисование и все остальное, даже музыкальные вкусы совпадают. И пока я не знаю больше художника в республике, который рисует «из головы».

Чеченская чудо-женщина

В 2019 году Амир и Аслан открыли общую студию. Постепенно стали появляться заказы. Один из самых крупных — комикс «Ретроспектр Таймасха», вышедший тысячным тиражом. Заказчиком и автором сценария стал писатель Адам Салаханов. Комикс рассказывает о чеченской воительнице Таймасхе Гехинской, которая, по словам историков, во время Кавказской войны возглавляла отряд мюридов. Но сюжет в комиксе описывает события ближайшего будущего в жанре киберпанка. Купить издание можно в Грозном (магазин «Ирском»), Ростове и Воронеже. Аслан также рисовал комикс про Байсангура Беноевского, но этот тираж массовым не стал.

Теперь вместе с художниками над комиксами работает целая команда, в которой есть сценаристы и монтажеры. Почти год они разрабатывают новый комикс. «Мы не придумали только название, остальное все уже разработано», — шутят художники.

— Это комикс в каком-то смысле про Чеченскую Республику, — объясняет Аслан, — но действие там происходит в далеком будущем и вымышленной Вселенной. К работе над ним нас подтолкнула сама жизнь. Старшее поколение часто критикует молодежь, что она идет не по тому пути, не верна заветам предков. А как не пойти, если нашей культуре нечего им предложить? Этот комикс в том числе и про наших национальных героев. Но там они будут упоминаться отсылками, чтобы читатель сам захотел про них узнать. Как в той самой ретроспективе про Таймасху: хочешь не хочешь, подросток, взявший в руки эту книжку, начнет про нее читать. Мы затеяли это для того, чтобы донести нашу историю и традиции через форму, интересную и понятную молодым людям, а не через скучные книги и передачи.

Не есть Грут

Амир достает внушительной толщины папку. На каждой странице — отдельный рисунок. Много персонажей, которые составили бы достойную компанию оркам из «Властелина колец».

— Все рисунки берутся из головы, — признается Амир. — В детстве, если честно, было страшно засыпать. Когда работал в РОВД, психолог всегда говорила: «Амир, я боюсь залезать в твою голову».

Деревянное лицо на черном фоне подозрительно напоминает Грута из фильмов Marvel, но Амир утверждает, что его персонаж родился гораздо раньше:

— Я еще в 2009 году его создал. Успел до выхода фильма. Дело в том, что я с 2007 года пишу книгу. Там отдельная Вселенная, как во «Властелине колец». И у нее есть девять стражей, каждый в деревянной маске.

Главный герой книги красуется на мольберте. У него серый цвет лица, который, как говорит художник, обусловлен условиями жизни на его планете.

— Раньше у него был третий глаз во лбу, но из-за того, что эта тема перекликается с историей Даджаля (Антихрист в исламе. — Ред.), решил убрать, — улыбается автор. — Нас часто упрекают, что мы рисуем «неправильно», а второе по частоте обвинение — что мы масоны. Иногда я еще рисовал треугольник с глазом посередине, и все считали, что это знак тайной масонской ложи.

В студии всегда многолюдно. Амир и Аслан рисуют на заказ, разрабатывают принты, а еще обучают рисованию. Хотя и отмечают, что стать художником сможет далеко не каждый. Техника рисования и умение копировать изображение — относительно легкие для усвоения вещи, признается Амир, но искусству научить нельзя:

— Если ты будешь изучать правила пропорций, света и тени, перехода между цветами — и соблюдать их, ты, в принципе, уже будешь писать картины. Но станешь ли ты настоящим художником, человеком, который создает что-то с нуля? Тем, кто не идет за модой, а создает ее?

Авторы странных полотен

Амир достает еще одну из своих работ. Безликий космонавт, который держится за поручень так, словно бороздит космос в вагоне метро.

— А это я нарисовал, когда Илон Маск успешно выпустил свою ракету Space X, тем самым удешевив космос. Просто представил, что в скором времени быть космонавтом станет обыденностью — как проехать на общественном транспорте. Тут еще указатель «на работу». Лицо не нарисовал специально, чтобы каждый мог представить себя. Из-за этого люблю сюрреализм. В одной картине ты можешь передать целую историю. Здесь, например, я хотел показать Чечню, не употребляя этого слова. Знаешь, как догадались? По бирюзовым воротам — такие до войны были в каждом частном доме. А эта картина «Небесный город» стала финалистом международного конкурса Otto milioni 2022, который проходит в Италии.

На каждом полотне явно или скрыто оставлен авторский знак — квадратное лицо со скрещенными глазами.

— Это мой логотип, — поясняет Амир. — Мертвый смайл, слепо идущий по своей Вселенной и не смотрящий по сторонам. Я как раз такой: бреду своей дорогой. Если бы я слушал всех, я бы, наверное, тоже рисовал портреты. В нашем обществе очень стандартные представления о красоте. Тяжело ли мне жить там, где все жестко регламентировано? Так я адаптировался. Тем более что мы с Асланом, в принципе, не революционеры. Нас понимает хотя бы молодежь. А вообще, этот бум начался еще в 90-е, когда появились такие художники, как Аюб Ильясов, Абу Пашаев. Замир Юшаев. «Странные» рисунки начались именно в те годы. Да и мышление было более свободное. А сейчас один госстандарт.

У меня на эту тему есть картина. Изображает человека, который сам ничего не может. Рук нет, потому что им управляют, позвоночником прирос к красивым словам, мозг не закрашен, потому что нет своих мыслей. И взгляд вечно испуганный.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Кавказ без посредников: что показали иностранным журналистам в республиках СКФО
Собрали самое главное о пресс-туре, к которому присоединились представители ведущих мировых СМИ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Полная версия