Кролики — это не только ценный мех, но и три-четыре килограмма диетического мяса. Но только не в случае заводчика Бориса Хадзарагова: на своем участке на окраине Владикавказа он выращивает настоящих гигантов. Масса его питомцев достигает и 15 килограммов.
Пенсионер Борис Хадзагаров сам посмеивается над своей страстью к кроликам и курам «увеличенного» размера.
— Гигантомания, наверное, — это болезнь, но мне очень нравятся большие, величавые животные, — объясняет владикавказец.
На его мини-ферме сейчас живет около 30 особей крупнейшей среди всех пород кроликов-гигантов в мире — ризен. Свою первую племенную пару Борис купил 10 лет назад. Решил в буквальном смысле слова не размениваться по мелочам и начать сразу с колоссов кроличьего сообщества.
— Я всегда любил животных, по молодости особо на них не было времени (из-за работы в строительном тресте — Ред.), а когда вышел на пенсию, стал разводить кроликов, — объясняет Борис. — Заниматься селекцией мне интересно. Начал сразу с породных животных, ризен. У них внушительные параметры. Говорят даже, что максимальный вес достигает 26 килограммов, но я что-то не верю.
У Бориса самый крупный кролик набрал 15 килограммов. Звали любимчика соответствующе — Портос. Сейчас такой же упитанный и добродушный, как и его книжный тезка, кролик живет в Чечне.
— Приехал оттуда покупатель, увидел кроликов и больше всего его поразил Портос, на подарок брал, — вспоминает Борис, — Я продавать не хотел, поэтому цену назвал — 10 тысяч, думал, отпугну, а тот без раздумий и торга отсчитал деньги, ну и куда было деваться?
Еще были Д’Артаньян, Атос и Миледи.
Заводчик открывает одну из клеток и достает оттуда огромного белого кролика — на таких в последнее время, по его словам, «целое паломничество»: покупатели очень интересуются.
— Вот из мушкетерской четверки остался только Арамис, посмотрите, какой красавец! Прямо как из сказки, одна длина ушей чего стоит — 21 сантиметр. Хотя рекорд по ушам побил другой мушкетер — Атос, 23 сантиметра.
Длина уха, объясняет заводчик, — важный параметр экстерьера кроликов. В том числе по ней можно понять будущий размер животного. Чем больше уши — тем очевиднее, что кролик вырастет выдающийся. По ушам Борис чаще всего и выбирает молодняк на выставках племенного поголовья сельскохозяйственных животных — специально ездит в Ростов-на-Дону, Краснодар, Курганинск, Кропоткино.
— У меня глаз, что называется, уже наметан. Критерии отбора простые: надо понять, здоровое ли животное, посмотреть зубы, не заражены ли уши клещом, состояние меха. Имеет важное значение и родословная: кто родители, насколько чистая у них кровь.
Желательно покупать молодых.
— Был самый дорогой самец в моей коллекции — увидел на выставке и прямо обмер — белоснежный красавец ризен. Продавали дорого, за шесть тысяч, но я никогда с заводчиками не торгуюсь, знаю, что это за труд. Пожил десять дней и умер, досада какая. Болен, видимо, был. Поэтому такая и установка — не брать старых, — объясняет Борис.
Сейчас он мечтает о ризене песочного цвета.
В первый месяц новые кролики живут в «карантинной зоне» — отдельно от других. Эти животные очень чувствительны, и если новичок принес какую-нибудь «заразу», мгновенно заразится и остальное стадо.
А вот в содержании гиганты не капризны. Главное — строго соблюдать весь цикл прививок, следить за чистотой в клетках и правильно подбирать корм. 180 граммов комбинированного зерна в день хватит, чтобы вырастить довольно упитанного зверя. Кролики едят ячмень, пшеницу, кукурузу, пророщенную пшеницу, жмых и обязательно фрукты, их они очень любят. Овощи можно, но далеко не все. К примеру, капусту, как ни странно, давать кроликам нежелательно: будут проблемы с пищеварением. В рационе также специальные витамины, сено, а летом — экологически чистые травы.
«Многоэтажки» с кроличьими домами занимают треть двора заводчика. По меркам кролиководов у Бориса небольшая ферма — двенадцать клеток. На большее не хватает места: клетка у немецких гигантов должна быть минимум в два раза больше, чем у его стандартных соплеменников. А матери с малышами необходимо жилище длиной не меньше двух метров и высотой около 70 сантиметров.
— Им бегать надо, а простор позволяет развивать мышечную массу, тогда они и растут лучше, — объясняет Борис.
Он подходит к одной из клеток. На кроличьем жилище таблица с кличкой Серок. Заводчик зовет серого кролика — и тот, на удивление, сразу откликается.
— Этот ласковый очень, — говорит фермер, беря Серка на руки, — ему только семь месяцев, молодой еще, но по всему видно, ценный экземпляр подрастает. Не кусай, повернись на камеру, ушки покажи, как ты умеешь. Вот, молодец, вот это будет кадр!
Кролики-гиганты, по словам заводчика, очень чистоплотные, довольно миролюбивые и даже умные. В среднем они живут до 7−8 лет, а продуктивный возраст — до 5−6 лет.
Реализует Борис в основном молодняк, уже пятимесячные особи достигают семи килограммов. Кроликов продает только живыми — это его строгое условие. Убить такую красоту не поднимается рука. Но и берут животных у него обычно не на мясо.
— У меня часто покупают животных для разведения, месячный кролик сейчас стоит полторы тысячи рублей, двухмесячный — три тысячи, четырех — уже четыре и так далее. Покупают в основном не местные, нашим дорого отдать две тысячи за кролика.
Мех у ризенов густой, плотный, до четырех сантиметров, но шкурки мало кого интересуют, «девчата перешли на норку», — объясняет Борис.
Часто он просто дарит кроликов друзьям и знакомым.
— Большого дохода они не приносят, а для души приятно.
Справляться с хозяйством Борису помогает вся семья. Как и выбирать имена — иногда по этому поводу собирается целый семейный совет. Доходит до серьезных разногласий. Компромисс находится всегда — кроликов много, каждому члену семьи можно угодить. Правда, потом Борису иногда высказывают недовольство: «Почему моего продал?»
Среди имен есть и национальные, одного из кроликов Борис, к примеру, назвал в честь своего друга. Теперь Темр даже навещает Темра и всегда приносит ему что-нибудь вкусное.
— Внуки уже взрослые, в институте учатся, но раньше с кроликами носились, завернут их в полотенце и нянчат, как кукол и деток малых, — смеется фермер, — Выйдешь к ним, пообщаешься — удовольствие еще то. Была бы площадь, устроил бы настоящую ферму, страусов держал, пруд бы сделал, лебедей пустил.
А пока до лебедей дело не дошло, любитель экзотики занялся курами. Тоже гигантскими. У Хадзараговых во дворе настоящий пернатый гарем: двадцать кур на четыре петуха, все редкой породы брама двух окрасов — голубые и белые. По весу такие превышают обычных кур в два-три раза, петухи набирают до семи килограммов. Так что побег из курятника отменяется, тяжелая птица просто не в состоянии взлететь.
Ежедневно несушки дают «урожай» из 12−15 яиц. У Бориса свой инкубатор, там птенцы появляются на свет. Их заводчик тоже продает другим коллегам-фермерам.
Есть у Бориса и свой любимчик.
— Этот петух, — указывает он на самую крупную птицу, — берет хлеб с руки, не подпрыгивая, с высоты восьмидесяти сантиметров, я специально замерял линейкой. Это вам не просто курица!