Дагестанский театр кукол поборется за главную театральную награду — национальную премию «Золотая маска». Постановку «Алые паруса» номинировали сразу в двух категориях — как лучший спектакль и за работу художника.
Спектакль по повести Александра Грина для дагестанского театра поставил режиссер и сценограф Виктор Никоненко — дважды лауреат «Золотой маски». Для театрального действия изготовили кукол в человеческий рост: один актер держит голову, другой — спину, третий — руки, четвертый работает ногами. Почти все диалоги между персонажами — музыкальные.
Театру кукол в Дагестане уже 76 лет. Все эти годы труппа гастролирует: на заре театра случалось, что горные дороги оказывались непроходимыми для автомобилей, тогда актеры перегружали декорации на арбу, впрягали осликов — и привозили сказку детям. Сейчас география выездных спектаклей куда шире: театр ездит на российские и международные фестивали — и часто возвращается с наградами.
У театра свои бутафорский, столярный, художественный, швейный цеха, комната сказок, склад декораций. Корреспонденты «Это Кавказ» отправились за кулисы — и, как и ожидалось, попали в отдельный волшебный мир.
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Фото: Евгений Костин
Для спектакля «Алые паруса» изготовили шесть кукол в человеческий рост
Актер-кукловод Сергей Резницкий показывает в работе куклу из спектакля «Ханума из Авлабара»
Сначала художники прорисовывают персонажей. Когда спектакль утвердят, эскизы отправятся в производственные цеха
Шайтан из спектакля «Сундук бедствий». «Злой персонаж, но такой харизматичный. Его все боятся, даже режиссеры, говорят: уберите его отсюда, он на меня смотрит», — рассказывает заведующая производством Зарида Валиханова
В швейном цеху одевают и актеров, и кукол
Дюймовочка и Крот из спектакля «Дюймовочка». В 2014 году постановка заняла первое место в номинациях «Лучший спектакль» и «Лучшая работа художника» на всемирном фестивале в Финляндии
Бутафор Роза Рашидова работает над куклой для спектакля «Кораблик желаний». Первый вариант куклы получился слишком тяжелым для актеров
Старичок-лесовичок из сказки «Гуси-лебеди»
Мастер-декоратор Паша Магомедов за работой. «К каждому спектаклю нужно много резать и собирать — на подготовку декораций уходит 10−15 дней», — говорит Магомедов
Актер-кукловод Рамзес Алиев показывает, как работает вращающаяся яблоня — декорация к спектаклю «Гуси-лебеди»
Над одной куклой из папье-маше трудятся четыре бутафора, три художника, изготовитель кукол, столяр и три швеи. На работу требуется 4—10 дней — в зависимости от сложности
Слева — Джафар из спектакля «Волшебная лампа Аладдина». «Мы играли „Аладдина“ в Мытищах. Казалось бы, этот спектакль знают многие, а у нас Аладдин особый. Темпераментный. Даже армяне, тоже кавказцы, удивились», — рассказывает директор театра Аминат Яхьяева
Джинн из спектакля «Волшебная лампа Аладдина»
Принцесса Будур из постановки «Волшебная лампа Аладдина». Коврик для принцессы пришлось купить из-за нехватки времени — хотя, как правило, весь реквизит в театре делают сами. Для постановки национальной сказки «Тайна персиковой косточки», например, изготовили три ковра