Мое дело
Сеньора Помидор
20 сентября, 2023
Многодетная мама из Северной Осетии благодаря господдержке исполнила мечту. Рита Бицоева построила теплицу и теперь обеспечивает свежими помидорами не только свою большую семью

«Семь я» как раз про Риту Бицоеву — у них с супругом Майрамом пятеро детей. Из одного декрета женщина уходила в другой и почти не работала. Зато освоила сразу три профессии: экономиста, швеи и кондитера. Но тянуло все равно к земле.

— Я выросла в селении Ногир в собственном доме с огородом. С детства знакома с землей, люблю сажать, изучаю сельскохозяйственную литературу, советуюсь в интернете с профессиональными агрономами.

Мечты сбываются

В советское время Ардонский район, где теперь живет Рита с семьей, называли житницей Осетии. Мягкий климат, благодатная почва, ранняя весна, поздние морозы осенью. Растут не только помидоры, огурцы и перцы, успевают дозреть арбузы и дыни. Неприятности на головы аграриев обрушиваются лишь в разгар сезона: июньские ливни, град и главная болезнь помидоров — фитофтора.

— Нередко после непогоды приходилось повторно сажать рассаду. Это лишний труд и потеря денег. Проблема легко решается: теплица защищает растения от обильных осадков в июне и июльской жары, — говорит многодетная мать.

У Риты и ее супруга Майрама средств на теплицу не хватало. Зарплату мужа тратили на жизнь и образование детей. Со строительством помогло государство.

— Долго не решалась обратиться за социальным контрактом. Не верила, что без связей выделят деньги на свое дело и не нужно будет возвращать эту сумму. Потом стала интересоваться. Оказалось, многие уже воспользовались этой возможностью.

Начинающий аграрий потратила выделенные 250 тысяч рублей на покупку металла и пленки для теплицы. Из-за подорожания стройматериалов сварочные работы делали за свой счет. Теплицу площадью в 120 квадратов разбили на месте огорода.

Томатное дело

— Я подписана на всех производителей семян в России, читаю фермеров из разных регионов. Всю зиму в интернете изучала информацию, выбирала сорта. Но сомнений, что сажать, не было. Помидоры у меня растут лучше.

В марте Рита посадила семена, в апреле рассаду перенесли в теплицу. Первые помидоры пошли в июне. Сбор основного урожая пришелся на июль.

— Рынок требует в основном более сладкий розовый помидор, красноплодные пользуются меньшим спросом. В следующем году посажу больше розовых. Есть коллекционные двухцветные и трехцветные томаты, на экзотические тоже хороший спрос, — объясняет Рита Бицоева.

Промышленные сорта оказались прихотливее обычных. В высоту растут до трех метров — для обрезки «пасынков», чтобы плоды не мельчали, и сбора урожая приходится ставить лестницу.

— Летом теплицу нужно открывать, иначе температура внутри раскалится. Однажды мы забыли приподнять пленку, и уже к десяти утра внутри было плюс 45. В жару томаты не завязываются, считай, зря посадишь, — объясняет Рита.

Первый год не комом

Удачные сорта и забота о растениях помогли добиться хороших результатов. На каждой кисти по шесть плодов. Некоторые весят больше полукилограмма.

С теплицы супруги собрали сотни килограммов. На рынок и в магазины не сдавали — продавали через друзей и знакомых. По словам Риты, ее томаты не только аппетитно выглядят, но и полезны для здоровья, ведь выращиваются без химикатов.

— Есть препараты, достаточно брызнуть на плод размером с горошину, и он быстро дорастет до нужных размеров. Или же специальная краска: пшик — и помидор покраснел. Вот оттуда и берутся эти резиновые и безвкусные овощи. Мы за естественное созревание, — говорит Рита Бицоева.

На доход от продаж пока прожить тяжело. Первый год для агронома был экспериментальным, но на следующий — серьезные планы. В теплице планируется обустроить систему обогрева.

— Основной доход идет вне сезона грунтовых плодов. Отопление позволит нам высаживать рассаду в теплицу в феврале, а уже в апреле-мае собирать урожай. В это время на прилавках только безвкусные привозные томаты. Можно продавать наши дешевле и все равно оставаться в плюсе.

Новинкой следующего сезона станет и система капельного полива. Оборудование семья уже закупила. Ограничиваться томатами тоже не планируют. Рита хочет построить теплицу под огурцы и перцы.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Служить Родине, идти к цели, праздновать Новый год
Глава Республики Северная Осетия — Алания Сергей Меняйло — о своем пути и взглядах на жизнь
Кавказ без посредников: что показали иностранным журналистам в республиках СКФО
Собрали самое главное о пресс-туре, к которому присоединились представители ведущих мировых СМИ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Три часа Николая II во Владикавказе
Последний российский император бывал в столице Северной Осетии дважды. Второй визит даже упомянут в монаршем дневнике. Мы проследили за маршрутом Романова
Полная версия