Мое дело
Степной Пиросмани
29 июля, 2020
550
Грязь на земле — это красиво, а настоящую романтику надо искать не в героическом прошлом, а за окном маршрутки. Как в далеком селе живет и работает «народный художник»

— Мусор в степи хочу нарисовать, слишком много его стало, как ты на это смотришь? — серьезно спрашивает Осман. — Недавно заявил главному экологу района, что нарисую. Негде ступить в степи, всюду этот пластик. Тебе не стыдно, говорю. Нет, отвечает, рисуй, пожалуйста. А ведь я нарисую, резонанс будет…

Осман Суюндиков живет и пишет в самой глубине степи на Севере Дагестана, в райцентре Ногайского района Терекли-Мектебе. До ближайших городов отсюда сотни километров, вокруг никаких искушений, а в двух мастерских художника — никаких гаджетов. Оба помещения — в здании тира и вечерней школы — завалены картинами. Мастерские схожи со столярными: кисти и краски лежат вперемежку с пилами и молотками. Латаный линолеум покрыт опилками.

Осман достает картины, ставит их на пол.

— Осторожно, не испачкайся, — большие, с пол квадратного метра, холсты еще липкие от свежей краски. — Вот это «Детский садик», а это «Вид на мост у аула Сары-Су», а вот это «Весовой контроль» в ауле Карагас…

На полотнах непривлекательные в жизни места выглядят легко и романтично. Краски приглушенные, будто покрыты пылью. Красивыми он видит не только алые маки, но и пожухлую траву в жидкой грязи степных проталин. Рамы полотен аскетичные, черные, без позолоты. Черен и он сам, точнее, коричнев лицом, как и его неизменный рабочий халат.

— Не понимаю, зачем мои коллеги рисуют годами? Работаю очень быстро, иногда успеваю картину за день закончить, а если надоела, то отставляю в сторону и начинаю следующую. Я за месяц однажды написал 20 картин.

Управляется Осман одной левой — правая рука не работает с детства. Когда рисует людей, то полотна напоминают Пиросмани. Когда пейзажи — французских импрессионистов. Преимущественно на картинах — родная степь, которая так схожа цветами с ненарисованной.

— В степи бываю, когда езжу в Кизляр за красками, запоминаю все из окна маршрутки, в студии рисую потом, по памяти, вспыхивает что-то, и я бегу к мольберту. Ногайцам ходить на пленэры некогда: то на поминки, то на «крестины», то на свадьбы идти надо — мы же все друг другу родственники. Рисую недалекое прошлое и настоящее — все, что было в пределах моей жизни. Чаще ногайцы рисуют далекое прошлое. Рисуют юрты, в которых уже не живут. Батыров (воинов. — Ред.), которые остались в прошлом. А я современный быт романтизирую, показываю, что жизнь любить надо здесь и сейчас.

Бывший учитель труда начал рисовать только 10 лет назад. Говорит, его работы есть у покупателей по всему миру, но большая часть — в местных, сельских интерьерах.

— Я народный художник. Некоторым людям я картины дарю. Ценители есть, и даже тайные… На пороге мастерской основанием служил тесаный камень — кирпич. На нем были высечены ногайские орнаменты, кто-то ночью пришел и стащил его.

Из ящика стола Осман достает каталоги художников. Открывает подаренный телевизионщиками из Осетии, которые снимали фильм о нем. Листает страницы, восхищается чужими картинами искренне, без нот зависти: «Смотри, как замечательно нарисовано… А вот эта? Вообще класс!» «Смотри, это пятна, каждый видит в них своё. Вот это пятно похоже на грача», — показывает на забрызганный красками холст какого-то осетинского художника.

— Ваш любимый жанр?

— Абстракционизм!

— Почему не пишете в стиле абстракционизма?

— Краски очень много уходит на него…

У Османа ко многому практичный подход, как у настоящего степняка. Вместо дорогого холста — ткань «двунитка». Сам грунтует холсты, делает рамы, подрамники. Рамы либо не красит, либо красит в черный: недорого и выглядит выигрышно — светлые картины кажутся глубже.

— Когда я в тире рисовал, то там картины из-за плохого освещения были темнее, сейчас у меня мастерская — светлая, кругом окна. Теперь у меня светлые картины — перешел на светлую сторону, — смеется художник.

В мастерской в здании тира теперь склад с картинами. В новой мастерской тут и там разбросано множество лебедей, сделанных из двужильного провода, зеркал и ракушек.

 — Лебеди для меня символ чистоты, — говорит Осман. — Делал их раньше, когда вел уроки труда в школе, учил рисованию и черчению. Раньше был класс труда, но население растет, детей становится все больше, кабинет забрали под другой предмет, и я перешел на улицу, давал ученикам лопаты в руки, девочки брали метлы, а я, как Пифагор, бродил вкруг них, рассказывал теории. Сейчас я только рисую.

Когда-то Осман мог поступить в Суриковское, но не захотел уезжать далеко от родителей и отучился в художественном училище в Махачкале.

— Как получается палитра неяркой степи?

— Я в небо добавляю черный цвет. Черный — это невидимая глазу стратосфера, черного не видно, но он есть, и зритель это чувствует. Здесь необычное небо, в степи оно похоже на землю, оно ее продолжение.

В студии громко играет старый магнитофон, детский голос поет протяжную песню о правительнице Казанского ханства Суюмбийке. Осман делает погромче.

— Суюмбийке ногайцы считают ногайкой, а татары — татаркой, каждый историк пишет свою правду.

—  Вы слушаете только ногайские песни, пока пишете?

— Что играет, то и слушаю. Это ногайская радиостанция «Нога эл», других здесь нет. Целыми днями передают одни и те же песни, лишь изредка разбавляя эфир уроками ногайского языка. Диктор дает описание предмета на ногайском языке и спрашивает у слушателей, как он называется по-ногайски? Люди звонят в эфир, отвечают, иногда ошибаются… Ногайский язык очень богат, но мало кто хорошо его знает.

Сам Осман окружен родным языком. Стол, на котором стоят стаканы с чаем, покрыт ногайскими газетами «Шоьл тавысы», они вообще повсюду, даже на стенах. Там же, на стене, над старым кожаным диваном во всю ширину комнаты висит «Мак в горных расселинах».

— Степь рисовать трудно, здесь нет четких предметов, иногда просто трава с проплешинами белых солончаков… — объясняет Осман. — Горы любой дурак нарисует: легче строить композицию, проще подобрать краски, формы. Но больше половины Дагестана — это степь. Для многих — скучная равнина, ровная доска. А между тем «Степь» - первое серьезное произведение Чехова — в пяти частях, как музыкальное произведение. До этого он писал лишь короткие рассказы…

«Степь» Османа и еще пару работ отобрали для общей выставки дагестанских художников в Махачкале. А раз в год в фойе местного клуба проходит выставка его картин. На просмотр учителя сгоняют школьников, многих из которых он сам же и учил рисовать. Оставляют теплые отзывы, потом расходятся по домам. В этом, говорит художник, счастье.

— Ты вовремя пришел, пока я воду набирал во дворе, а так я иногда закрываюсь и работаю, сейчас так и сделаю, а то зря день потеряю, — на холсте художника кони, пьющие воду из протекающей ржавой водонапорной башни. — Ты оставишь меня одного? Мне легче работать, когда я один.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Сила воды: как рождается дагестанская минералка
От древних горных источников до современных заводов — рассказываем, как добывают и разливают легендарные воды
Герой России Хантемир Султанов: «Мы защищаем свою Родину, а значит, и свою семью»
В преддверии Дня Героев Отечества мы пообщались с подполковником Хантемиром Султановым — отважным сыном Дагестана, чья жизнь стала олицетворением беспримерного мужества
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия