Мое дело
«Я видела себя домохозяйкой». История чеченки, ставшей успешным фотографом
23 января, 2025
Мадина Джабраилова пережила личную драму и крах бизнеса, но в итоге нашла себя в искусстве

Джабраилова пробовала себя в бизнесе, открывала кулинарную школу, службу доставки и даже ресторан паназиатской кухни. А в итоге стала фотографом, и теперь помогает другим увидеть красоту в себе, а еще — устраивает терапевтические фотосессии.

Камера — постоянный спутник

— С самого раннего возраста я была окружена камерами — отец увлекался фотографией, у нас до сих пор хранятся старые чемоданы с его черно-белыми снимками. Он сам снимал, сам проявлял, и это завораживало меня.

В доме всегда были камеры, и я не упускала возможности ими воспользоваться. В 12 лет впервые взяла в руки большую видеокамеру и начала снимать все подряд. Она стала моим постоянным спутником.

Я следила за работами известных фотографов, особенно за Сергеем Берменьевым, близким другом нашей семьи. Его портреты передавали душу человека — они меня очень впечатляли. Мне было 15, когда он сделал мне несколько снимков, и до сих пор это мои любимые фотографии.

Фотоаппарат за плиту

— В 2012 году в нашей семье был сложный период: без работы, с детьми на руках и почти без средств. Просить помощи не хотелось, хотя родители и поддерживали, но я не говорила про бедственное положение. В тот момент я приняла непростое решение — продала всю фототехнику. На вырученные деньги купила кухонное оборудование и начала заниматься доставкой домашней еды в Москве. С детства я хорошо готовила и на этом решила строить свое дело.

Сначала было непросто, но с первых же дней получилось выйти в плюс и решить многие финансовые вопросы. Я занималась этим около восьми-девяти лет, и, честно говоря, это стало самым успешным моим делом — бизнес в сфере еды оказался по-настоящему доходным.

Я была не настолько уверена в себе, чтобы профессионально заниматься фотографией и зарабатывать на этом. Решила, что это будет моим хобби, тем более тогда в нашем обществе это занятие было не очень распространено среди женщин. Я видела себя домохозяйкой, а не профессиональным фотографом. Это внутреннее противоречие мешало мне реализоваться в этой сфере.

Спустя два года я открыла кулинарную школу — первую вайнахскую школу в Москве. Ко мне приходили девушки разных национальностей, было много желающих. Мы проводили мастер-классы. Интерес к школе был большой, нас приглашали на телевидение.

Когда я занималась доставкой и кулинарной школой, у меня появилась мечта открыть свое кафе или ресторан. Я уже искала небольшое помещение, чтобы расширить доставку и уйти от готовки на дому. Работа на дому, тем более с детьми, это бесконечные сутки без сна. С утра до вечера мы готовили горячую еду, тесто, лепили полуфабрикаты для заморозки. Помогали все: мама, дочери, а муж и сын занимались доставкой. Это был тяжелый труд.

Ресторан вместо Стамбула

— Однажды мой папа сделал мне денежный подарок. Я понимала, что хочу вложить эти деньги во что-то важное, но боялась ошибиться. У меня была дилемма: открыть ресторан, о котором давно мечтала, или купить недвижимость в Турции и начать новую жизнь в Стамбуле. В итоге я рискнула и вложила все в ресторан.

Это было мое место от и до — дизайн, стиль, даже декор я разрабатывала сама. Все вокруг поддержали меня.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Гастрогид: 5 отличных ресторанов и кафе северокавказской кухни в Москве
Куда отправиться есть галушки, чуду, хычины в столице — рассказываем, где самые аутентичные блюда и атмосфера

Как фотограф, я мечтала создать пространство, где можно не только поесть, но и делать красивые снимки. Поэтому каждая зона ресторана была продумана как отдельная фотолокация. Мое увлечение фотографией органично вписалось в ресторанный бизнес.

Многие ждали от меня, что это будет ресторан чеченской кухни, как у меня в доставке, а я хотела авторскую, паназиатскую кухню, но чтобы она была халяль. Вместо привычных плова или шашлыка мы предлагали стейк из тыквы и мусс из пармезана, например. И хотя сейчас даже в Чечне можно встретить похожие проекты, тогда это было непривычно.

Затем пришла пандемия. Ресторан закрыт, никаких компенсаций, а аренду и зарплаты выплачивать надо — это стало катастрофой. Я пыталась спасти бизнес любой ценой, даже продала машину и недвижимость. Еще ответственность перед отцом не давала мне остановиться.

Мой ресторанный коллектив переживал все это со мной. Порой они не просили зарплату, видя ситуацию.

Я несколько раз выставляла ресторан на продажу, но каждый раз не могла решиться. В надежде спасти бизнес, трижды меняла концепцию: добавляла кавказские блюда, искала новых шефов. Но с каждым месяцем становилось тяжелее. В конце концов я продала ресторан за копейки. Было потрачено слишком много сил, средств и чувств.

Пустота и потерянность

— Трудности сказались и на семье — постоянные стрессы, нехватка средств, конфликты. Это был один из самых сложных периодов моей жизни.

Процесс развода длился два года. Мы искали компромисс, жили раздельно, я даже уезжала в Стамбул, чтобы разобраться в себе. В результате этот самоанализ помог мне лучше понять себя.

С детства я привыкла доказывать свою ценность, стараясь соответствовать ожиданиям. Чувство вины мешало мне двигаться вперед и часто приводило к ошибкам. Воспитывая своих детей, я стараюсь отгородить их от подобного. Если что-то не получается, я говорю им: «Это не страшно. Главное — быть честным перед собой. Я всегда рядом».

Путь к фотографии

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Я не чувствовала пальцев, но продолжала снимать». 5 историй необычных фотосессий на Кавказе
Восхождения на Эльбрус, поиск моделей в торговом центре — фотограф-блогер Ульяна Осколкова на многое готова ради хорошего кадра

— Мое видение фотографии всегда было личным. Это зависит от настроения: сегодня ты смотришь на мир одним образом, завтра — совсем по-другому. Но если ты фотограф, начинаешь замечать то, чего другие не видят.

Продолжать следовать интуиции меня вдохновил фотограф Саид Царнаев, чьими работами я всегда восхищалась. Однажды я встретила его в послевоенном Грозном. Очень смущалась, но все же подошла и призналась, что очень люблю его работы. Саид попросил показать мои снимки и похвалил их. А когда я спросила, стоит ли пойти на курсы фотографии, он сказал: «Курсы дадут только классику, но самое важное — это твой взгляд на мир через объектив. Практика — твой главный учитель». Теперь этими же словами я вдохновляю начинающих фотографов.

Для меня фотография — это больше, чем просто искусство. Это возможность показать человеку его внутреннюю красоту, подарить счастье. Мне нравится думать, что я, как фотопсихолог, могу помочь людям увидеть себя по-новому.

Фотография как исцеление

— Моя работа в Стамбуле началась с коммерческих съемок. Этот город всегда был для меня местом, где можно успокоиться, найти силы. Я заметила, что многие женщины приезжают сюда в поисках нового начала. Они переживают разводы, расставания, а фотографии для них — способ увидеть себя со стороны. Я знаю это состояние, потому что сама его пережила.

Фотосессии превращаются в теплые разговоры. Клиентки делятся своими историями, болью. Иногда мы даже плачем вместе. Я часто думаю, что за каждым снимком скрыта целая жизнь.

«Я влюбляю вас в самих себя» — эта фраза есть в моем профиле в соцсетях, и она не случайна. Для меня важно не просто создать красивые кадры, а раскрыть характер человека, его индивидуальность.

Я стараюсь передать не постановочные моменты, а живые эмоции. Показать, какими люди бывают, когда чувствуют себя настоящими. Мне важен личный контакт, возможность почувствовать человека. Поэтому я избегаю массовых съемок и концентрируюсь на том, что люблю — портретах, где есть душа.

Я пришла к фотографии ближе к 40 годам и ни разу не пожалела. Возраст научил меня ценить моменты, острее чувствовать радость и боль.

Мой путь был непростым, но я поняла главное: чтобы помогать другим, нужно сначала позаботиться о себе. Теперь я строю свою жизнь так, как хочу, не оглядываясь на чужие ожидания. Это не про бунт, а про обретение внутреннего покоя.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Код чести: как воспитывают детей в Чечне
Вместе с этнографом разбираемся в системе ценностей, смысле запретов, роли родителей и труда
Кавказ без посредников: что показали иностранным журналистам в республиках СКФО
Собрали самое главное о пресс-туре, к которому присоединились представители ведущих мировых СМИ
Еда без ничего. Как живет единственная на Северном Кавказе сертифицированная пекарня без глютена
Как диагноз ребенка подтолкнул инженера из Ставрополя открыть пекарню для тех, кому даже крошка обычного хлеба может быть опасна для жизни
Тропики на шести сотках
Киви, миндаль, фисташки, авокадо, финики и ягоды годжи из собственного сада во Владикавказе — не утопия, а реальность для агронома Валерия Кабанова
Вросшие в камень: кафе и рестораны в необычных местах Кавказа
В регионах СКФО архитектура не пытается подчинить себе природу, а учится у нее. Кафе и рестораны, словно выросшие из скал, доказывают: на Кавказе даже камень становится частью уютной атмосферы
Полная версия