«В пятницу 15 апреля 1927 года Ипполит Матвеевич, как обычно, проснулся в половине восьмого…» — так начинается действие легендарного романа «12 стульев». Вскоре предводитель дворянства познакомится с Остапом Бендером, и они пустятся в захватывающее приключение.
Незадолго до публикации книги ее авторы Ильф и Петров побывали на Кавминводах. Эта поездка во многом определила сначала натуру романа, а затем — и фильма. Именно там снимались многие сцены. Неудивительно, что в городах-курортах до сих пор проводят экскурсии по местам, связанным с героями, а кое-где даже стоят памятники Кисе и Остапу, возле которых охотно фотографируются туристы.
Съемки фильма Гайдая в Пятигорске и Ессентуках проходили в сентябре 1970 года и заняли около двух недель, позже съемочная группа переместилась ближе к горам — на Военно-Грузинскую дорогу. Первым снятым на Кавказе эпизодом стала сцена у большой бронзовой фигуры орла. Именно там Остап безжалостно втаптывает в пыль пиджак и шляпу Ипполита Матвеевича и отправляет предводителя дворянства просить милостыню.
— Первого орла здесь, на горе Горячая, поставили в 1901 году. Это место издавна славится целебными источниками, — рассказывает заведующая научным отделом Пятигорского краеведческого музея Елена Чагаева. — Скульптура в форме птицы, клюющей змею, была размещена на рукотворной горке из «рваного камня». Сегодня это признанный символ Кавминвод, хотя и значительно поменявший внешний вид за более чем сотню лет своей истории.
По словам специалиста, первого орла часто сравнивали с гербом Царской России и даже с символом Третьего Рейха, хотя сходство с последним было минимальным.
— Наш орел вообще не имеет никакого отношения к политике, — говорит Чагаева. — По задумке авторов, он символизирует победу кавказских минеральных вод над опасными болезнями.
Сложные погодные условия не щадили скульптуру, и поэтому ее неоднократно реставрировали. Последний раз в 1973 году — тогда цементного орла заменили на его бронзовую копию. Этот вариант памятника сохранился до наших времен на своем исконном месте — горе Горячей. Конечно же, это совсем не тот орел, которого застали писатели Ильф и Петров и их герои — Киса и Ося — в 1927 году.
Примечательный факт: место на уступе Горячей рядом со скульптурой для съемок было выбрано не случайно. Камеру установили таким образом, чтобы массивный орел закрывал телевизионную вышку на горе Машук, которой в 1927 году быть никак не могло. Без киноляпа все же не обошлось, и современная конструкция попала в кадр — ее можно видеть в сцене переговоров с монтером Мечниковым у Лермонтовской галереи.
Чтобы раздобыть деньги на покупку стульев, Остап устроил торговлю билетами в знаменитый пятигорский Провал, несправедливо названный им «малахитовой лужей». Вход в него расположен на склоне горы Машук, и сегодня на площадке перед ним стоит бронзовая скульптура Остапа собственной персоной. Многочисленные туристы считают своим долгом сфотографироваться рядом с Бендером, при этом почему-то хватают его за нос, из-за чего тот прекрасно отполирован и блестит. Впрочем, режиссер комедии Леонид Гайдай принял решение снимать эту сцену у другой достопримечательности — грота Лермонтова.
— Действительно, так и было. Снимали грот, хотя не было никакой сложности использовать для этого Провал, — рассказывает директор Пятигорского краеведческого музея Сергей Савенко. — Мы можем предполагать наличие каких-то форс-мажорных обстоятельств. Возможно, причина в периодическом подъеме воды в озере, из-за чего Провал закрывается. Например, так было совсем недавно, пару лет назад. Также можно предположить, что в 70-х годах, когда снимали «12 стульев», проход к горному озеру мог быть закрыт на реконструкцию. Однако подтверждения этой теории, как и первой, у нас нет.
Иную версию озвучила краевед Елена Чагаева. Она предположила, что в 1970 году озеро Провал могло просто не соответствовать атмосфере 20-х годов прошлого века. Из-за этого режиссер принял решение снимать у грота, в то время более подходившего под стилистику ранней советской эпохи.
Грот Лермонтова расположен в курортном парке «Цветник», сейчас гроту около 200 лет и он остается гордостью города. Считается, что именно здесь юный Лермонтов уединялся и наблюдал за так называемым «водяным обществом». Этот грот появляется в его романе «Герой нашего времени» - именно здесь проходит свидание Печорина и Веры.
— В конце ХIХ — начале XX века в гроте были установлены лавочки, также там располагалась торговая лавка, в которой продавали открытки. Известно, что уже в ХIХ веке на входе установили арку и ворота с металлической решеткой, — рассказывает краевед Чагаева. — Кстати, при просмотре фильма обратите внимание на момент, когда к Остапу направляется группа милиционеров. Думаете, киоск «Мороженое» и камень с небольшим уступом, которые видны на заднем плане, находятся прямо напротив грота? Вовсе нет, этот кадр снимали примерно в 800 м от грота, на горе Горячей. Так что для съемок одного короткого «провального» эпизода задействовали сразу две площадки.
Сегодня вход в Провал для всех бесплатный, но так было не всегда. Как раз примерно в середине 20-х годов прошлого века плата за вход действительно взималась. А вырученные средства курортная администрация планировала отправить на реконструкцию памятников. По большому счету, Остап был не так уж и неправ, говоря, «чтобы Провал не сильно проваливался».
— Сам Провал сильно изменился со времен написания романа «12 стульев», — продолжает краевед. — Удобный вход-портал, который сохранился до наших дней, проложили примерно в 1938 году. До того была просто узкая штольня с укрепленными сводами. А скульптуры львов у входа установили еще позже — уже в 50-е годы.
Кавказские приключения героев начинаются у Лермонтовской галереи — еще одной достопримечательности Пятигорска. Именно там Киса и Остап торгуются с «измученным нарзаном» монтером Мечниковым, который потом поможет им достать стулья, принадлежащие гастролирующему театру «Колумб».
По сюжету авангардный спектакль «Ревизор» артисты театра как раз давали в здании галереи, что во многом соответствовало действительности. Галерею открыли в «Цветнике» в 1901 году, к 60-летию гибели Лермонтова, и использовали в качестве летнего концертного зала. Здесь выступали гастролирующие театры и заезжие музыканты. Театральный зал был рассчитан на 600 мест, также там находилась библиотека, ресторан и площадка для балов.
— Основное назначение галереи, конечно же, были театральные постановки. Во времена, описанные Ильфом и Петровым, в галерее уже действовал Советский театр. Часто проводились выставки, особенно в советское время, — вспоминает Сергей Савенко. — А в 90-е годы была попытка развернуть здесь торговлю, но с начала 2000-х все сошло на нет.
Сейчас в здании галереи размещается филармония. В 2014 году оно было реконструировано. Впрочем, строителям удалось сохранить его уникальный внешний облик, разве что старые окна заменили на пластиковые.
По сюжету фильма Киса в помятом пиджаке и шляпе отправляется просить милостыню у парка «Цветник». Именно тут установлена его слегка поникшая бронзовая фигура с саквояжем, шляпой и зонтом. Однако на самом деле съемки эпизода проходили не рядом с парком, даже не в Пятигорске, а в соседних Ессентуках.
— Вы думаете, причина в том, что в Ессентуках больше подают? — улыбается краевед Чагаева. — Вовсе нет, просто режиссер нашел там для этой сцены живописную фактуру. Ипполит Матвеевич просит милостыню на фоне великолепного здания грязелечебницы. А заметили еще одну важную деталь? Бывший светский лев просит милостыню на фоне каменных львов.
Со времен написания романа и до наших дней грязелечебница в Ессентуках совсем не изменилась. Она была построена в 1913 году в стиле древнеримских терм, названа Алексеевской в честь наследника престола, а затем восстановлена в 1923 году после революционной разрухи. Тогда же лечебницу переименовали — в честь наркома здравоохранения Семашко. В наши дни это современный лечебный комплекс на 220 процедурных мест.
После удачной сделки с Мечниковым Остап и Киса несли «честно добытые» стулья по ночным улицам Пятигорска. Там их напугал полицейский, и они присели на эти стулья прямо на улице, у двери с надписью «Прокурор». На самом деле никакого прокурора там не было, а показанная в фильме дверь ведет в обычный пятигорский дворик.
— По воспоминаниям работавшего в то время в составе съемочной группы сторожа, снимали эпизод с домом прокурора на улице Чкалова. Это место находится недалеко от «Цветника», и каменный забор сохранился до наших дней, в отличие от снятой в фильме двери и таблички, — прокомментировала Елена Юрьевна.
По словам экскурсоводов, на каменном заборе до сих пор можно найти следы от дюбелей, на которые съемочная группа крепила эту вывеску.
Безденежье вынудило двух искателей сокровищ догонять театр «Колумб» по Военно-Грузинской дороге пешком. Съемочная группа работала над эпизодами фильма в Дарьяльском ущелье с 15 по 22 сентября. Именно здесь энергичный Бендер взбирался на скалу, чтобы оставить автограф «Киса и Ося были тут». Здесь же проходили съемки захватывающего сражения между Воробьяниновым и отцом Федором за один из уцелевших стульев.
— Место, где Остап произнес: «Альпийское нищенство — святое дело!», — это селение Сиони, расположенное сразу за поселением Казбеги, — разъясняет Елена Юрьевна. — Здесь же Киса и Остап исполняли зажигательную лезгинку перед туристами. Снимали эпизод в Дарьяльском ущелье, которое начинается от Верхнего Ларса селения Казбеги. Природа там потрясающей красоты. Так что не удивительно, что Гайдай решил снимать именно там.
Существовала ли эта меловая надпись («Киса и Ося были тут») на самом деле или осталась только частью кинореальности — неизвестно. Но дух этих двух авантюристов живет на Кавказе до сих пор.