Эта местность в Дагестане известна туристам, в первую очередь, благодаря боевым башням древних селений Гоор и Старый Кахиб — Багдаб. Но в Шамильском районе есть на что посмотреть и кроме них. Об этом — в фотопутешествии корреспондента «Это Кавказ».
В 200 километрах от Махачкалы раскинулась живописная Гидатлинская долина, защищенная со всех сторон высокими горными массивами. Условия для жизни здесь одни из лучших в дагестанских горах. Обширные естественные террасы, пологие склоны, сочные сенокосы, альпийские пастбища, мягкий климат и летние дожди — все располагает к земледелию и животноводству.
В
Село Урада было первым административным центром нынешнего Шамильского района — тогда он назывался Кахибским.
Когда-то селение украшали большие дома и башни, похожие на античные сооружения. Стены построек оживляли каменные выпуклости, символизирующие женскую грудь. Они обозначали пожелание благополучия и обильной жизни в доме.
А в кладку почти каждого дома вставляли камни с изображением людей, животных, солнца, крестов, других символических фигур. Петроглифы высекали тщательно — с надеждой на обилие, удачу, успех в делах и чудодейственную помощь высших сил. Некоторые камни считали священными и переносили из разрушавшихся строений в новые.
Сегодня старое село Урада заброшено — жители переселились на более равнинное место.
В нижней части села сохранился памятник архитектуры XVII века — джума-мечеть. Это здание сооружено по подобию Каабы — мусульманской святыни в виде кубической постройки в Мекке.
Недалеко от мечети расположен дом ученого-арабиста Ибрагима-хаджи, известного в арабском мире как Сайид Аварский. Он был прадедом первого имама Дагестана Гази-Магомеда, работал шерифом Мекки и преподавал в одном из старейших университетов мира — «Аль-Азхар» в Каире. В годы нашествия иранцев Ибрагим-хаджи был одним из тех, кто объединил дагестанские народы для отражения нападения Надир-шаха. И мечеть, и дом Ибрагима-хаджи можно найти по новым крышам в окружении десятков разрушающихся остовов когда-то красивых жилых домов.
В окрестностях Урада находится множество древних захоронений. Встречаются мавзолеи. Обычно их строили над могилами ученых-арабистов, которыми славился Гидатль. Выделяются и менее старые надгробные памятники — как работа мастера из селения Куяда, что в соседнем Гунибском районе. Он вырезал всадника: конь всегда был важным для горца. Надгробие датируется приблизительно 1940 годом.
Осенью прошлого года в селе заложили первый камень в здание музея имени советского военного деятеля, участника Великой Отечественной войны генерал-полковника Магомеда Танкаева.
А пока идут работы, экспозиция музея истории, трудовой и боевой славы размещается в Урадинской школе, которая ещё хранит память о «пионерской комнате».
Главные достопримечательности расположенного неподалеку от Урада селения Тлях — мечети.
Похожий на башню древний минарет и мечеть относятся к XVII веку. Весь комплекс сооружений, построенный в центре села, интересен своими деталями и производит яркое впечатление.
А неподалеку открыли новую мечеть — ее построили в 2006 году возле могилы духовного учителя Хамзата-афанди.
По соседству с селом Тлях, на возвышенности, откуда видно всю Гидатлинскую долину, располагается село Мачада. Название его произошло от слова «мучдул», в переводе с аварского — «луга».
Селение славилось кузнецами, плотниками, обувщиками, строителями. Местные мастера построили и старую мечеть, действующую поныне.
Памятником федерального значения является дом Якубова XVII века постройки. Сохранились деревянные резные арочные двери и ставни, а в кладке стен много камней с изображением животных и орнаментов.
В Мачада можно проводить квест по поиску петроглифов. Их находишь в самых неожиданных местах. Например, на столбе в хлеву или на каменной ограде в огороде. Иногда на камнях встречается изображение ладони как оберег или клеймо мастера, строившего дом. Кресты на петроглифах говорят о том, что до принятия ислама в селении проповедовали христианство.
В местном культурно-досуговом центре интересная музейная экспозиция. Есть довольно редкие находки: например, сито с дном из тонкой кожи.
Если вдруг понадобится медицинская помощь — чего только не случается в путешествиях! — можно зайти во врачебную амбулаторию к терапевту. А еще здесь уже 50 лет работают акушер-гинеколог и медсестра, обеих зовут Патимат, у обеих фамилия — Омарова.
Через горный хребет от Мачада можно попасть в Келебское ущелье, где расположены шесть селений и проживает около полутора тысяч человек.
Вплоть до 1840 годов Келеб оставался самостоятельным союзом сельских обществ, имел свои законы и органы власти. Многие важные для келебцев дела по-прежнему делаются сообща. Так была построена мечеть и сооружен мост через реку Квенишор. Сообща поддерживается порядок в селах и ведется борьба с мусором.
Жители ущелья известны производством сушеного коровьего сыра хан. По своему особенному рецепту келебцы готовят и другой деликатес — хунтер, сушеное мясо без костей внутри желудка барана. Хранить его можно несколько лет. Еще один специалитет — буза. Легкий хмельной напиток по вкусу напоминает квас. Его изготавливают из муки крупного помола, закваски из свежеиспеченного хлеба, солода, толокна и небольшого количества сахара. От незначительного процента алкоголя в напитке избавляются, добавив щепотку соли и тщательно размешав.
Все эти продукты можно попробовать, только приехав в гости в одно из сел ущелья. Их не купить даже в дагестанских магазинах. Но Келеб интересен не только своими специалитетами. Пять лет назад в самом крупном селе — Ругельда — на деньги благотворителей открылся филиал местного исламского института. В медресе проводят занятия не только для студентов, но и для школьников, а также для детей помладше. Неподалеку от блестящего новой крышей религиозного заведения находится здание местной средней школы. Построено оно еще в 1928 году.
Школа носит имя Магомеда Ахкубекова, который был ее директором 25 лет. Сейчас педагогу 93 года. Его жене Муминат 85 лет. Заходя к ним в дом, самые солидные мужчины, как школьники, вжимают голову в плечи: не достанется ли им за какой-то проступок?
В школьном музее можно увидеть не только любопытные экспонаты, но и корневой столб, символизирующий у горцев единство и мощь семьи. Его ставили в центре жилища и украшали резьбой. Повредить корневой столб было равносильно оскорблению хозяев. Переезжая на другое место, его забирали с собой. А если покупателю удавалось приобрести дом вместе с родовым символом, считалось, что он удвоил свои собственные силы и мощь.
Главный символ Келебского ущелья — семиэтажная сторожевая башня
Но это не вряд ли опечалит путешественников: все-таки главное в этих горах — первозданная природа и старые сельские улицы, которые хранят еще много интересных открытий.