Общество
Ашура — день скорби. Фоторепортаж
10 сентября, 2019
3933
В этот день шииты по всему миру вспоминают о мученической гибели имама Хусейна и его сторонников. Показываем, что происходит в Дербенте, где проживает множество последователей этого течения ислама

Около шести часов вечера. Люди семьями поднимаются в старейшую мечеть Дербента — джума, то есть главную. На их глазах слезы. Сегодня для шиитов важнейшая ночь — тасуа. В 680 году эта ночь стала последней перед мученической гибелью внука пророка Мухаммада имама Хусейна и 71 его сторонника в битве при Кербеле.

Считается, что в эту ночь нельзя спать. Одно из основных событий вечера — хождение со знаменем. Мужчины, одетые в черное, несут флаги и алям — знак в виде открытой ладони. Пальцы символизируют пророка Мухаммада, его дочь Фатиму, ее мужа и двоюродного брата пророка Али и их детей Хасана и Хусейна. Во время шествия люди нараспев произносят мярсайа — элегии, превознося имама Хусейна.

У главной дороги, ведущей в джума-мечеть, раскинулись огромные шатры. Всего в старой части города их около двенадцати. Основные расположены рядом с кострами, где готовят плов в больших казанах.

— Идею раздачи угощений мы взяли из Ирака. Там каждый год между городами Наджафом и Кербелой собираются паломники и щедро делятся друг с другом. Это и называется ихсан — благотворительность во имя кого-то, — рассказывает генеральный директор культурно-просветительской организации «Нур» Назим Зейналов. — У нас все начиналось с чая и сладостей.

В этом году в шатрах, каждый из которых носит имя участника сражений в Кербеле, раздают еду: вкуснейшую халву, хлеб и плов. В одном из шатров — подслащенная вода с лепестками роз. Этот цветок шииты считают символом крови мучеников.

Еще несколько лет назад в ночь перед Ашурой мужчины проводили обряд под названием шахсей-вахсей. Они брились налысо, надевали белые одежды и кинжалом делали небольшие надрезы на голове, желая почувствовать немного боли, которую испытывал Хусейн. Сейчас вместо этого в Дербенте сдают кровь, становясь донорами.

Чем ближе к мечети, тем больше удивительного. Прямо на улице расположился художник: уже вторую неделю он пишет на холсте картину трагической битвы. Говорят, потерял сон и приходит сюда даже ночью.

А вот люди столпились вокруг туристов. Те с помощью очков виртуальной реальности наблюдают за битвой при Кербеле. Приложение так и называется — VR Karbala 360.

— Невозможно не проникнуться вашим трауром, все настолько реалистично и так искренне! — делится одна из женщин.

Ветер разносит голос имама, читающего проповедь. В шатре у стен мечети множество людей: разглядывают макет с кукольными изображениями героев сражения.

—  Вот это имам Хусейн, злой Язид приказал отрубить ему голову, — объясняет нам мальчик. — Мы проиграли, но никогда этого не забудем. А это полугодовалый правнук имама Али. Его тоже убили солдаты из войска Язида.

В мечети мужчины и женщины сидят каждый на своей половине. Но проповедь имам читает одну, и ее слышно и во дворе, и в древних магалах. Люди молятся Всевышнему и скорбят по погибшим.

Все продолжается до полуночи. Затем люди идут друг к другу в гости — угощаться кашей хядиг из семи злаков. Есть несколько версий, почему шииты готовят ее перед Ашурой. Одна из них гласит, что у войска Хусейна не было ничего, кроме чечевицы, пшеницы, гороха и других злаков, что входят в хядиг.

При восходе солнца наступает день Ашура. В этот день следует соблюдать траур и вести себя как человек, потерявший самых близких и дорогих людей. Обязательно прекратить тратить и добывать деньги.

Утром все собираются у мечети имени имама Хусейна. Отсюда начинается шествие из тысячи женщин и мужчин — колонна длиною около километра доходит до джума-мечети. Уже там проходят церемонии «похорон Хусейна» и прощания с героями битвы при Кербеле. В небо выпускают голубей как символ чистоты и непорочности мучеников.

Еще 40 дней шииты будут соблюдать траур по погибшим в битве при Кербеле.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Юбилей СКФО. Факты и рекорды Северного Кавказа за 15 лет
В честь 15-летия Северо-Кавказского федерального округа собрали все самое интересное о его культуре, достижениях и природных достопримечательностях
Мэр Махачкалы Юсуп Умавов: «Главное — у нас люди очень добрые, гостеприимные»
Об увеличении турпотока до 1,5 млн, решении проблем ЖКХ, будущих морских круизах и чуде чуду — эксклюзивный разговор с главой столицы Дагестана
Сила слова. Как кавказской прессе удается процветать в цифровую эпоху
В День российской печати рассказываем о региональных газетах и журналах, притягивающих литераторов и культурных деятелей со всей страны и вдохновляющих читателей уже не одно десятилетие
«Нужно морально вытягивать человека». Как дагестанский травматолог возвращает пациентам желание жить
Доктор Марат Кадиев, отец шестерых детей и директор клиники, — о тяге к жизни и важности делегирования
«После застолья — что надо!» Зачем на Ставрополье 1 января устраивают «Забег обещаний» и кто в нем участвует
Одни россияне на Новый год ходят в баню, а другие — бегут традиционный мини-марафон, и не простой, а мотивационный. В этом году — на 2025 метров
«Дагестан стал для нас страной чудес»: как на Кавказе снимали «Волшебника Изумрудного города»
1 января в прокат выходит фильм, обещающий стать кинохитом этих каникул. Узнали, как проходили съемки в Дагестане
Полная версия