Общество
Ашура — день скорби. Фоторепортаж
10 сентября, 2019
3933
В этот день шииты по всему миру вспоминают о мученической гибели имама Хусейна и его сторонников. Показываем, что происходит в Дербенте, где проживает множество последователей этого течения ислама

Около шести часов вечера. Люди семьями поднимаются в старейшую мечеть Дербента — джума, то есть главную. На их глазах слезы. Сегодня для шиитов важнейшая ночь — тасуа. В 680 году эта ночь стала последней перед мученической гибелью внука пророка Мухаммада имама Хусейна и 71 его сторонника в битве при Кербеле.

Считается, что в эту ночь нельзя спать. Одно из основных событий вечера — хождение со знаменем. Мужчины, одетые в черное, несут флаги и алям — знак в виде открытой ладони. Пальцы символизируют пророка Мухаммада, его дочь Фатиму, ее мужа и двоюродного брата пророка Али и их детей Хасана и Хусейна. Во время шествия люди нараспев произносят мярсайа — элегии, превознося имама Хусейна.

У главной дороги, ведущей в джума-мечеть, раскинулись огромные шатры. Всего в старой части города их около двенадцати. Основные расположены рядом с кострами, где готовят плов в больших казанах.

— Идею раздачи угощений мы взяли из Ирака. Там каждый год между городами Наджафом и Кербелой собираются паломники и щедро делятся друг с другом. Это и называется ихсан — благотворительность во имя кого-то, — рассказывает генеральный директор культурно-просветительской организации «Нур» Назим Зейналов. — У нас все начиналось с чая и сладостей.

В этом году в шатрах, каждый из которых носит имя участника сражений в Кербеле, раздают еду: вкуснейшую халву, хлеб и плов. В одном из шатров — подслащенная вода с лепестками роз. Этот цветок шииты считают символом крови мучеников.

Еще несколько лет назад в ночь перед Ашурой мужчины проводили обряд под названием шахсей-вахсей. Они брились налысо, надевали белые одежды и кинжалом делали небольшие надрезы на голове, желая почувствовать немного боли, которую испытывал Хусейн. Сейчас вместо этого в Дербенте сдают кровь, становясь донорами.

Чем ближе к мечети, тем больше удивительного. Прямо на улице расположился художник: уже вторую неделю он пишет на холсте картину трагической битвы. Говорят, потерял сон и приходит сюда даже ночью.

А вот люди столпились вокруг туристов. Те с помощью очков виртуальной реальности наблюдают за битвой при Кербеле. Приложение так и называется — VR Karbala 360.

— Невозможно не проникнуться вашим трауром, все настолько реалистично и так искренне! — делится одна из женщин.

Ветер разносит голос имама, читающего проповедь. В шатре у стен мечети множество людей: разглядывают макет с кукольными изображениями героев сражения.

—  Вот это имам Хусейн, злой Язид приказал отрубить ему голову, — объясняет нам мальчик. — Мы проиграли, но никогда этого не забудем. А это полугодовалый правнук имама Али. Его тоже убили солдаты из войска Язида.

В мечети мужчины и женщины сидят каждый на своей половине. Но проповедь имам читает одну, и ее слышно и во дворе, и в древних магалах. Люди молятся Всевышнему и скорбят по погибшим.

Все продолжается до полуночи. Затем люди идут друг к другу в гости — угощаться кашей хядиг из семи злаков. Есть несколько версий, почему шииты готовят ее перед Ашурой. Одна из них гласит, что у войска Хусейна не было ничего, кроме чечевицы, пшеницы, гороха и других злаков, что входят в хядиг.

При восходе солнца наступает день Ашура. В этот день следует соблюдать траур и вести себя как человек, потерявший самых близких и дорогих людей. Обязательно прекратить тратить и добывать деньги.

Утром все собираются у мечети имени имама Хусейна. Отсюда начинается шествие из тысячи женщин и мужчин — колонна длиною около километра доходит до джума-мечети. Уже там проходят церемонии «похорон Хусейна» и прощания с героями битвы при Кербеле. В небо выпускают голубей как символ чистоты и непорочности мучеников.

Еще 40 дней шииты будут соблюдать траур по погибшим в битве при Кербеле.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Шило-гора: как добраться до священной вершины Дагестана и кому не стоит туда идти
Вместе с опытным альпинистом разбираемся, почему эту гору сравнивают со швейцарским Маттернхорном, какой требуется уровень подготовки для восхождения и когда можно его совершить
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Сталь, высота и скорость. Истории трех кавказских женщин, которые живут без оглядки на правила
Каждая из них выбрала путь, где нужна не только физическая, но и внутренняя сила, — и доказала, что хрупкость и решимость могут идти рядом
Из Кули на подиум. Дизайнер из Махачкалы превращает культурный код Дагестана в высокую моду
BOUZMA — это не просто одежда, а переплетение древних узоров и актуальных силуэтов. Каждая коллекция бренда Майи Мамаевой рассказывает историю Дагестана, переосмысленную сквозь эстетику haute couture
На здоровье: где провести новогодние выходные с пользой для организма
Природный потенциал позволяет санаториям Северного Кавказа принимать гостей круглый год. В новогодние праздники к оздоровительным программам добавляется развлекательная
Мэр Ставрополя Иван Ульянченко: «Цель — построить город, где удобно жить, учиться, работать, отдыхать»
Почему весна в этом году приходила в Ставрополь дважды, зачем в деловой столице терренкуры и каким город будет в 2030 году — в эксклюзивном интервью «Это Кавказ»
Полная версия