Экран телефона, закрепленного на приборной панели авто, вспыхивает и пищит: приложение для работы такси предлагает новый заказ. Даниял Османов краем глаза просматривает детали и жмет на кнопку. Перестроение в правый ряд, поворот — и машина съезжает с шумного проспекта на менее оживленную улицу Махачкалы. Все, как и положено: включенный поворотник и пристегнутый ремень безопасности.
— У меня штрафов нет вообще. За восемь лет один раз только попался. Это было в Кабардино-Балкарии, я знак не заметил, там была максимальная скорость сорок километров, а я немного превысил. Но это даже не во время работы было, — вспоминает Даниял.
В принципе, работать в службе такси мужчина не собирался. Он хотел стать учителем русского языка и литературы — учился на филолога в Дагестанском госуниверситете.
— Мне очень нравилась зарубежная литература: Гете, Бальзак. Но по семейным обстоятельствам не доучился, — вспоминает он.
Потом была работа завскладом в Пятигорске. Но родственники уговаривали вернуться в Дагестан, говорили, что там тоже есть чем заняться.
— Я приехал, а работы нет. Так я попал в такси.
Автомобиль — «Ладу Весту» — Даниял взял в аренду. Ежедневно отдает за нее 1300 рублей, помимо этого каждую неделю нужно выплачивать 1200 рублей в фирму такси — за эти деньги его обеспечивают заказами. Заправил машину топливом, и вперед. В среднем получается принять 20 заказов за день.
— Восемь-десять часов в день в среднем уходит на работу, по-другому не получается. Но я могу сам себе устроить выходной, что мне очень нравится. Сам себе хозяин, ни от кого не зависишь, могу свои дела решать. Каждый день делаю перерывы на молитву, — Даниял перечисляет преимущества своей работы. — Сначала работал и в ночные смены. Всякое было: и пьяные попадались, и приключения случались. Вспоминать не хочется.
Работа с людьми — это не просто, признается таксист.
— Бывает, весь мозг вынесут.
В том числе и поэтому несколько месяцев назад Даниял решил запустить акцию взаимопомощи прямо в своем такси.
— У меня было часто такое: жаловались — в основном женщины, мол, дорого. Допустим, выходит по таксометру 150 рублей, они говорят, что раньше за 120 проезжали такой же путь. Или за сто. Эти вопросы как-то давят психологически. И я решил, что мне так будет спокойнее, — объясняет таксист.
Даниял закрепил пластиковый карман с деньгами на подголовнике переднего сиденья, чтобы пассажиры, сидящие сзади, могли его видеть. И написал от руки на листе бумаги объявление: берите, если вам внезапно не хватило на проезд. А те, у кого есть лишние, пополняйте «кошелек».
Первыми пополнили «карман добра» сам Даниял и его старший брат — на пятьдесят и сто рублей. Эти деньги недолго ждали своего часа, буквально через пару дней ими воспользовался молодой парень.
— Он был студентом, сначала удивился, а потом такой довольный сидел. Говорит: «Вот бы в каждой машине такое было!» - улыбается Даниял.
Потом была девушка, которой пришлось долго ездить по городу, и у нее в итоге не хватило денег на оплату поездки.
— Она была с ребенком, и мы ездили по аптекам, девушка искала какое-то лекарство. Купила его, но денег на дорогу не осталось. Не рассчитывала на такую сумму. Как раз вот этот карман ее и выручил. Она тоже была очень довольна.
Таксист признается, что после того, как в его машине появился «карман взаимопомощи», больше недовольных клиентов ему не попадалось. Но были те, кто так и не понял, зачем это все нужно.
— "Тебе же никакой выгоды с этого нет", говорят. Вообще-то, если так посудить, выгода есть. Она как раз-таки в том, что люди уже не возмущаются стоимостью проезда, — поясняет дагестанец.
В таксомоторной компании к его инициативе отнеслись положительно и помогли распечатать и заламинировать объявление. Правда, пока никто из многочисленных коллег не перенял идею Данияла.
— Слышал только от одного пассажира, что подобное он видел в маршрутке, — говорит таксист.
Сколько точно в кармане денег, Даниял не знает.
— Сейчас там рублей 200−300. Но это не вся сумма. Вообще, эти деньги — вот, — открывает он бардачок в машине. — Это все, что положили в этот карман. Просто у меня был такой случай: кто-то унес деньги. Поэтому я решил их здесь оставлять. Утром я проверяю, есть ли в кармане деньги, если нет — докладываю. Такая система, — рассказывает таксист.
Кто кладет деньги в «карман добра», Даниял зачастую не знает. Говорит, люди не хотят афишировать добрые дела. Иногда только пассажиры дополнительно уточняют: можно ли оставить деньги? А иногда не берут сдачу и просят Данияла положить ее в карман. Пользуются же «карманом добра» чаще те, кто голосует на дороге, а не вызывает такси через приложение — те, кто долго ждал маршрутку и, не дождавшись, вынужден брать такси.
А у Данияла тем временем созрела новая инициатива. Руководству фирмы такси он предложил поощрять пассажиров за сэкономленное время таксистов.
— Часто бывает так: приезжаешь на заказ и очень долго ждешь человека. Пять минут бесплатного ожидания входят в стоимость. Но эти пять минут — это тоже время. В день минимум 20 заказов, и каждого ждать даже по пять минут — это полтора часа ожидания. Я предложил, чтобы людей поощряли: если вовремя выходит к машине, пусть поездка будет дешевле на 10−20 рублей. Таксисту так выгоднее. И многим пассажирам тоже, — делится Даниял своей идеей.
Но пока руководители не согласились на такой вариант.