Словосочетание «зольский картофель» известно далеко за пределами Кабардино-Балкарии еще с советских времен. Вкусный и качественный продукт — одна из визитных карточек республики, победитель выставки «Золотая осень» 2018 года, участник федеральной программы «Развитие селекции и семеноводства картофеля в РФ» и конкурса «Вкусы России». Мы отправились на базу ООО "Зольский картофель", чтобы увидеть, как собирают один из главных продуктов региона.
База находится в 75 километрах от Нальчика — в селе Шордаково. Поле, где сейчас убирают сорт «Удача» и где нас ждет директор компании Руслан Бжеников, раскинулось в предгорьях — примерно в 10−12 километрах от села. На легковой машине практически не добраться — пришлось пересесть на «Камаз».
Руслан, стоя посреди поля, на котором работает около 150 человек (собиратели, водители, бригадиры), рассказал, что в компании на постоянной основе трудятся примерно 20 человек. В сезон сбора урожая нанимают иногда до 200 работников.
— Сбор урожая занимает в среднем два месяца, если погода благоприятствует, обычно это конец лета — начало осени. Очень трудно сказать, сколько соберем в этом году: цыплят по осени считают. Тем более что год был тяжелый: лето выдалось очень засушливым, а осень, наоборот, дождливой — долго не могли приступить к сбору, — говорит Руслан Бжеников.
Хотя в Советском Союзе понятия «бренд» не существовало, зольский картофель был именно брендом, в основу которого легла кропотливая работа. Плюсом стало и то, что продукт выращивается в безвирусной среде горной и предгорной зоны Кабардино-Балкарии на высоте до 2000 метров.
— Зольский район, — говорит Руслан, — особенно его горные и предгорные зоны, по природно-климатическим условиям и составу чернозема исключительно благоприятны для выращивания картофеля — он гораздо лучше по качеству получается. И семена отсюда высокого качества, именно поэтому в советские времена здесь начали заниматься разведением картофеля. В Белокаменке был создан институт, существующий до сих пор, он составлял план, который распространялся на колхозные хозяйства. Семена тогда выращивались не только для местных производителей, но и отправлялись по всему Советскому Союзу. Все работало до 90-х, потом многое было утрачено.
Возрождение началось в 2008 году, когда нынешний директор «Зольского картофеля» работал… следователем. Как-то раз он допрашивал ученого из института сельского хозяйства и узнал от него о научных подходах к выращиванию картофеля. Дело увлекло Руслана, и после походов на выставки и чтения специальной литературы он приступил к посадкам и наблюдению за результатами.
— В 2011 году решил возродить мощное хозяйство, занимавшееся выращиванием зольского картофеля и создал компанию. Изначально мы занимались выращиванием продовольственного картофеля, довели объемы до 150 гектаров. Потом возникла проблема с семенами, и мы решили сами заняться этим вопросом. Я полностью приостановил производство продовольственного картофеля и перешел на производство семян — эту работу мы начали с 25 гектаров. Сегодня ежегодно высаживаем в среднем 200 гектаров только под семена.
Наука осталась важной частью работы. «Зольский картофель» сотрудничает с четырьмя учреждениями: Кабардино-Балкарскими государственным аграрным университетом и научным институтом сельского хозяйства, а также с Горским государственным аграрным университетом во Владикавказе и Татарским научно-исследовательским институтом сельского хозяйства. В 2018 году компанию поддержало Министерство сельского хозяйства РФ.
— Мы сейчас работаем над новыми сортами: осетинский, зумба, самба, регги и сальса. Вместе с научными учреждениями должны довести производство до 5 тысяч тонн элитного материала. Еще хотим дополнительно несколько сортов попробовать, мы отбираем их не только по урожайности, но и по предпочтениям клиентов: вкус, соответствие требованиям (для пюре, жарки, фри, на чипсы
На базе в Шордаково освоено около 30% территории, в планах, по словам директора, построить современную теплицу с установками для выращивания посевного материала и лабораторию по размножению и черенкованию микрорастений картофеля. При этом и сейчас база оборудована всем необходимым для обработки, фасовки и хранения урожая, утверждает сотрудник компании Мурат, который занимается подбором персонала и рассказал о каждом этапе работы.
— Наши поля находятся в разных районах республики — Алтуд, Шордаково, Белокаменка, Псынабо. В Долине нарзанов «шедевральное» поле: на пяти гектарах высадили двадцать сортов и собрали идеальный урожай — качественный, вкусный картофель и красивый, что немаловажно.
В хорошую погоду картофель привозят с поля на «Камазах» и сразу же приступают к обработке. Клубни рассыпают по ящикам, сортируют — на крупную и мелкую (семена), моют, взвешивают, фасуют по мешкам и отправляют на склад.
— Сейчас ожидается похолодание, поэтому этап мойки перенесли, — продолжает Мурат. — На сортировочной ленте стоят несколько человек, обычно три или четыре, мелкая картошка сразу отсеивается, а из более крупной выбирают хорошие крупные клубни — 1 сорт.
Ко второму относят продукт с дефектами, порезами. Такой картофель продается отдельно по более низкой цене, а «в более благоприятные годы» раздается нуждающимся.
— После мойки еще раз пересматривается весь материал, то есть мы дважды просматриваем картофель, выбирая картофелины ненадлежащего качества. Если уже в расфасованных мешках будет замечен гнилой или портящийся плод, мешок разорвут, чтобы достать его. Все это делается для людей, лично я только наш картофель признаю, потому что знаю и вижу, как кропотливо и добросовестно люди трудятся над каждым мешком.
Картофель продается в Кабардино-Балкарии и других регионах Северного Кавказа, добавляет Руслан Бжеников. Семена — по всей России, а также в Азербайджане, налаживается сотрудничество с Ираном.
— Наш картофель можно купить на складе — там мы продаем его по оптовым ценам, кроме того, мы договорились с несколькими реализаторами, чтобы продавали по более приемлемым ценам — это очень актуально сейчас в связи с подорожанием. На нашей странице в Instagram есть информация о точках, где можно нашу продукцию приобретать: торговые центры, магазины.
Продвижение продукции в социальных сетях Руслан также считает важной частью своей работы. С помощью интернета покупателям можно рассказывать о преимуществах зольского картофеля, заключает директор.