Увлечение родом из детства может стать делом жизни, приносящим и доход, и моральное удовлетворение. Именно так получилось у пчеловода Алима Балова, основателя Balov Honey. Мальчишкой он с братьями проводил много времени на пасеке родственников — наслаждался природой и помогал с пчелами. Теперь же успешный бизнесмен и сам рад поддержке семьи в собственном бизнесе, построенном на любимом деле.
— У меня два высших образования — юридическое и экономическое, даже работал какое-то время по специальности, — вспоминает Алим. — Но пчелы, пасека, мед никогда не исчезали из моей жизни. В какой-то момент я понял, что хочу заниматься только этим, и решил попробовать.
Сегодня у Алима тысяча пчелиных семей, на пасеках и производстве работают 20 человек. Под его брендом выпускают семь видов меда, в том числе крем-мед, несколько видов орехов в меду акации, черный тмин с медом, а также продукты пчеловодства типа перги и прополиса. Кстати, специальное оборудование для изготовления крем-меда в Кабардино-Балкарии, по словам Балова, есть только у него.
За майским разнотравьем, акацией, донником, кориандром пасеки Balov Honey выезжают в Краснодарский и Ставропольский края, за гречишным — в Орловскую область. Часть майского разнотравья собирают в Кабардино-Балкарии, в Прохладненском районе, а горный мед — всегда только в горах республики. Фасуют в баночки по 350, 650 или 900 граммов. Цена — от 500 до 700 рублей за килограмм. «Баловский» мед можно купить в торговых центрах Нальчика, напрямую у производителя, в специальном павильоне с сельхозпродукцией из Кабардино-Балкарии в Москве или на маркетплейсах.
Начинал же Алим Балов с малого: ставил свои ульи в передвижную пасеку друзей и немалую часть работы делал сам, в том числе вел социальные сети и развозил мед по Кабардино-Балкарии, Северной Осетии, отправлял автобусом в Дагестан. Рука об руку с Баловым шли его родственники. Например, дядя по сей день летом всегда выезжает с пчелами в горы. Двоюродный брат Инал Аброков помогает с лабораторным анализом продукции.
— Для нас важно точно знать, какой мед мы продаем, — подчеркивает Алим Балов. — Особенно в случае с монофлерным медом: в нем не должно быть примесей.
Например, мед акации считается менее аллергенным, и многие дают его детям. Если в продукт попадут примеси от цветения других растений, это может стоить покупателю здоровья, а то и жизни. Именно для уверенности в безопасности Алим и Инал создали при производстве небольшую лабораторию и каждый сезон проверяют свежий мед.
На этикетках бренда всегда есть приписка, что кристаллизация — естественный процесс. Балов объясняет: это механизм консервации, заложенный самой природой, и бояться его не надо. Кристаллизация — не признак наличия сахара, наоборот, сахарный сироп не твердеет.
Как долго мед останется жидким и прозрачным, зависит от его вида. Монофлерный мед кристаллизуется медленнее, чем разнотравье, говорит Балов. Быстрее всего затвердевает подсолнечный мед, он же самый крупнозернистый. На пасеках Алима такой не добывают, поскольку он забивает соты и из-за твердости непригоден для употребления в пищу самими пчелами зимой. А это значит, что насекомые могут погибнуть от голода.
Один из самых частых вопросов о меде: как выбрать? В магазине стоит обратить внимание на цвет и название. Акация будет светлой и прозрачной, донник и липа — желтее, разнотравье может быть ярко-желтым, кориандр — красноватым, а гречиха — темной. Стоит учесть, что на полках магазина под кондиционерами мед быстрее кристаллизуется.
Многие считают, что покупка меда на пасеке, даже если та стоит у трассы, гарантирует успех. Но это не всегда так. Если пчел рядом вы не видите (они должны летать от ульев и обратно постоянно), на прилавке десять видов меда, а продавец говорит, что и собирает, и продает все сам, скорее всего, вас хотят обмануть. Как минимум, не все виды представленного меда делали его пчелы, как максимум, перед вами перекупщик, возможно, с не слишком натуральным товаром.
Внимательными стоит быть и при покупке меда на пасеке в горах. Например, в начале мая вам никак не смогут продать разнотравье или акацию этого года: их качают ближе к концу месяца. На горное разнотравье и вовсе выезжают в июле, а добывают такой мед, соответственно, еще позже.