Современное искусство
100-летний «Пате» принял «Аланию». Как кино вернулось в кинотеатр
30 сентября, 2025
Дневник международного фестиваля аутентичного кино во Владикавказе

На три дня, с 26 по 28 сентября, старейший кинотеатр на Северном Кавказе, открытый еще в 1907 году братьями Патэ во Владикавказе, стал площадкой для первого Международного кинофестиваля аутентичного кино «Алания», организованного студентами санкт-петербургской школы «Сеанс» при поддержке управления культуры Владикавказа, правительства республики и курорта «Мамисон».

Немое кино

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Возвращение «Комсомольца»: в старейшем кинотеатре Владикавказа открылся культурный центр
Благодаря Валерию Гергиеву любимое горожанами историческое здание было отреставрировано и превратилось в современный концертно-выставочный комплекс

Здание кинотеатра «Пате» более чем за 100 лет пережило смену имен от «Горца» до «Комсомольца», упадок и расцвет. После развала СССР «Комсомолец», как и все кинотеатры страны, медленно умирал. За его спасение бились режиссеры — местные и из-за пределов республики. Связались даже с потомками братьев Пате, но и они ничего не могли сделать — слишком много средств нужно было вложить в реконструкцию здания.

Спас здание художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Здание кинотеатра открыли после ремонта и реставрации прошлой осенью и позиционировали как музыкальный центр для одаренных детей. К счастью, бывшие большой и малый кинозалы оснащены в том числе экранами с возможностью кинопроекции, и на просьбу провести в стенах центра кинофестиваль филиал Мариинки ответил согласием. Так в исторический кинотеатр Владикавказа вернулось кино.

Фестиваль открылся немой исландско-датской картиной «Хадда-Падда» 1924 года, которую, как и сто лет назад, зрители смотрели под аккомпанемент пианино. С непростой, но увлекательной задачей справился молодой композитор и музыкант Герман Будаев.

Запрягать ослика

На кинофестиваль «Алания» прислали около 300 заявок из 25 стран мира. Международное жюри в лице киноведа и режиссера Шарофат Арабовой из Таджикистана, режиссера Юрия Михайлина из Москвы, киноведов Ержана Жумабекова из Казахстана и Алины Росляковой из Санкт-Петербурга, писателя и поэта Ирлана Хугаева из Владикавказа возглавил режиссер Аслан Галазов, автор легендарного фильма «Ласточки прилетели». Кстати, именно этой лентой фестиваль закрыли после подведения итогов.

Жюри отметило две осетинские картины — дебютный короткометражный документальный фильм «Сармат» Тимура Ортабаева и полнометражный художественный фильм «Охотник» Заура Цогоева и Людвига Джиоева.

«Сармат» повествует о мальчике из многодетной семьи, который проводит дни на ферме родителей в заботе о животных. Простой по форме, этот фильм — размышление на вечные темы отцов и детей, важности труда, правильном воспитании. На вопрос, чему режиссер научился у своего героя за время съемок, Тимур отвечает: «Запрягать ослика».

В «Охотнике» всего один герой и нет диалогов, только голоса природы. Совсем недавно его уже отметили за лучшую операторскую работу на кинофестивале «Амурская осень».

Среди лауреатов — документальный фильм «Последний мамонт» Андрея Тимощенко (Россия), игровой «Сделка на границе», Дастана Жапара Рыскельди (Кыргызстан), анимационные «Однажды Солнце Взорвется» Елизаветы Прокопенко (Россия) и «Старый дед и внучек» Михаила Горобчука (Россия), игровой «Мой отец боится воды» Пратика Раджендра Сривастава (Индия), экспериментальный «В стране Макара и его телят» Андрея Романцова (Россия) и документальный «Черная пурга» Миры Эркеновой (Россия, Сербия).

Параджанов

В рамках образовательной программы лекцию об итальянском неореализме прочитал киновед Алексей Гусев, а об иранском кинематографе — киновед, главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов. Притягивала внимание книжная ярмарка, на которой можно было приобрести журнал «Сеанс», а также книги о кино и режиссерах, выпущенные в одноименном издательстве.

Подарком для зрителей стали также «Крупный план» Аббаса Киорастами и «Цвет граната» Сергея Параджанова.

В рамках фестиваля была организована выставка известного советского фотографа Миколы Гнисюка с серией портретов Параджанова и показ фильма Али Хамраева «Сиреневый ветер Параджанова».

Сказочный мир Параджанова перекинул мостик к художественным образам осетинского художника Алана Калманова, чья живопись была также представлена на фестивале — портрет монаха «Молитва в Мцхета» - словно продолжение «Цвета граната».

Кино и дети

Серьезные фильмы международной и конкурсной программы перемежались программой для детей.

— Сегодня дети смотрят мультфильмы в телефонах. А здорово, когда вся семья отправляется в кино, — заметил главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов. — Это времяпрепровождение другого рода — его не сравнить с просмотром мультфильма в телефоне. Мне нравится, что у фестиваля «Алания» есть детская программа — детей нужно приучать к самой идее похода в кино.

Подарком для юных гостей фестиваля стало проведение мастер-классов по созданию мультфильмов.

Правильная рецептура

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Выполнили долг до конца»: 60 лет жизни на кинопленке
Документальный киножурнал «Северный Кавказ» показывали в кинотеатрах всей страны, а фильмы побеждали на мировых фестивалях. Рассказываем об уникальных архивах с настоящей летописью жизни региона

Возможность смотреть хорошее кино на большом экране жители Владикавказа оценили по достоинству — все три дня фестиваля залы были полны, подтверждая мысль директора фестиваля Тамары Сокуровой о том, что язык кино соединяет людей, выявляет уникальное и подчеркивает общее.

По словам киноведа Алексея Гусева, инициативы, подобные кинофестивалю «Алания», при правильном подходе могут делать имя городу и региону:

— Культурный эффект невозможно прогнозировать. Это происходит по невидимым причинам — щепотку бросаешь в бульон, которым является региональный социум, и он либо лучше кипит, либо не лучше. Потому что никто не знает точную рецептуру.

Но, возможно, правильную рецептуру озвучила Шарофат Арабова:

— Мое хобби — смотреть фильмы и узнавать культуры через города, которые ты посещаешь. Таким образом ты узнаешь, как чувствуют и думают люди, что их волнует…

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Экскурсии без ограничений. Особенные гиды — о работе на Северном Кавказе
Как «показать» древнейший экспонат музея словами, объяснить шум горной реки на пальцах и почему в Чечне самый популярный жест в общении с туристами — «КРА»? Ответы знают герои нашего материала
Три часа Николая II во Владикавказе
Последний российский император бывал в столице Северной Осетии дважды. Второй визит даже упомянут в монаршем дневнике. Мы проследили за маршрутом Романова
Инвестиции, туристический налог, подготовка гидов и целевые места в вузах
О том, как Северная Осетия развивает индустрию гостеприимства, в интервью «Это Кавказ» рассказал министр экономического развития субъекта Марат Сокаев
Главные горнолыжные курорты Северного Кавказа: куда поехать зимой 2026 года
Рассказываем, какие есть трассы, сколько стоит ски-пасс, где остановиться и чем заняться после катания
Сталь, высота и скорость. Истории трех кавказских женщин, которые живут без оглядки на правила
Каждая из них выбрала путь, где нужна не только физическая, но и внутренняя сила, — и доказала, что хрупкость и решимость могут идти рядом
На здоровье: где провести новогодние выходные с пользой для организма
Природный потенциал позволяет санаториям Северного Кавказа принимать гостей круглый год. В новогодние праздники к оздоровительным программам добавляется развлекательная
Полная версия