На три дня, с 26 по 28 сентября, старейший кинотеатр на Северном Кавказе, открытый еще в 1907 году братьями Патэ во Владикавказе, стал площадкой для первого Международного кинофестиваля аутентичного кино «Алания», организованного студентами санкт-петербургской школы «Сеанс» при поддержке управления культуры Владикавказа, правительства республики и курорта «Мамисон».
Фото: © Анна Кабисова/ТАСС
Немое кино
Здание кинотеатра «Пате» более чем за 100 лет пережило смену имен от «Горца» до «Комсомольца», упадок и расцвет. После развала СССР «Комсомолец», как и все кинотеатры страны, медленно умирал. За его спасение бились режиссеры — местные и из-за пределов республики. Связались даже с потомками братьев Пате, но и они ничего не могли сделать — слишком много средств нужно было вложить в реконструкцию здания.
Спас здание художественный руководитель Мариинского театра Валерий Гергиев. Здание кинотеатра открыли после ремонта и реставрации прошлой осенью и позиционировали как музыкальный центр для одаренных детей. К счастью, бывшие большой и малый кинозалы оснащены в том числе экранами с возможностью кинопроекции, и на просьбу провести в стенах центра кинофестиваль филиал Мариинки ответил согласием. Так в исторический кинотеатр Владикавказа вернулось кино.
Фестиваль открылся немой исландско-датской картиной «Хадда-Падда» 1924 года, которую, как и сто лет назад, зрители смотрели под аккомпанемент пианино. С непростой, но увлекательной задачей справился молодой композитор и музыкант Герман Будаев.
Запрягать ослика
На кинофестиваль «Алания» прислали около 300 заявок из 25 стран мира. Международное жюри в лице киноведа и режиссера Шарофат Арабовой из Таджикистана, режиссера Юрия Михайлина из Москвы, киноведов Ержана Жумабекова из Казахстана и Алины Росляковой из Санкт-Петербурга, писателя и поэта Ирлана Хугаева из Владикавказа возглавил режиссер Аслан Галазов, автор легендарного фильма «Ласточки прилетели». Кстати, именно этой лентой фестиваль закрыли после подведения итогов.
Жюри отметило две осетинские картины — дебютный короткометражный документальный фильм «Сармат» Тимура Ортабаева и полнометражный художественный фильм «Охотник» Заура Цогоева и Людвига Джиоева.
«Сармат» повествует о мальчике из многодетной семьи, который проводит дни на ферме родителей в заботе о животных. Простой по форме, этот фильм — размышление на вечные темы отцов и детей, важности труда, правильном воспитании. На вопрос, чему режиссер научился у своего героя за время съемок, Тимур отвечает: «Запрягать ослика».
В «Охотнике» всего один герой и нет диалогов, только голоса природы. Совсем недавно его уже отметили за лучшую операторскую работу на кинофестивале «Амурская осень».
Среди лауреатов — документальный фильм «Последний мамонт» Андрея Тимощенко (Россия), игровой «Сделка на границе», Дастана Жапара Рыскельди (Кыргызстан), анимационные «Однажды Солнце Взорвется» Елизаветы Прокопенко (Россия) и «Старый дед и внучек» Михаила Горобчука (Россия), игровой «Мой отец боится воды» Пратика Раджендра Сривастава (Индия), экспериментальный «В стране Макара и его телят» Андрея Романцова (Россия) и документальный «Черная пурга» Миры Эркеновой (Россия, Сербия).
Параджанов
В рамках образовательной программы лекцию об итальянском неореализме прочитал киновед Алексей Гусев, а об иранском кинематографе — киновед, главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов. Притягивала внимание книжная ярмарка, на которой можно было приобрести журнал «Сеанс», а также книги о кино и режиссерах, выпущенные в одноименном издательстве.
Подарком для зрителей стали также «Крупный план» Аббаса Киорастами и «Цвет граната» Сергея Параджанова.
В рамках фестиваля была организована выставка известного советского фотографа Миколы Гнисюка с серией портретов Параджанова и показ фильма Али Хамраева «Сиреневый ветер Параджанова».
Сказочный мир Параджанова перекинул мостик к художественным образам осетинского художника Алана Калманова, чья живопись была также представлена на фестивале — портрет монаха «Молитва в Мцхета» - словно продолжение «Цвета граната».
Кино и дети
Серьезные фильмы международной и конкурсной программы перемежались программой для детей.
— Сегодня дети смотрят мультфильмы в телефонах. А здорово, когда вся семья отправляется в кино, — заметил главный редактор журнала «Сеанс» Василий Степанов. — Это времяпрепровождение другого рода — его не сравнить с просмотром мультфильма в телефоне. Мне нравится, что у фестиваля «Алания» есть детская программа — детей нужно приучать к самой идее похода в кино.
Подарком для юных гостей фестиваля стало проведение мастер-классов по созданию мультфильмов.
Правильная рецептура
Возможность смотреть хорошее кино на большом экране жители Владикавказа оценили по достоинству — все три дня фестиваля залы были полны, подтверждая мысль директора фестиваля Тамары Сокуровой о том, что язык кино соединяет людей, выявляет уникальное и подчеркивает общее.
По словам киноведа Алексея Гусева, инициативы, подобные кинофестивалю «Алания», при правильном подходе могут делать имя городу и региону:
— Культурный эффект невозможно прогнозировать. Это происходит по невидимым причинам — щепотку бросаешь в бульон, которым является региональный социум, и он либо лучше кипит, либо не лучше. Потому что никто не знает точную рецептуру.
Но, возможно, правильную рецептуру озвучила Шарофат Арабова:
— Мое хобби — смотреть фильмы и узнавать культуры через города, которые ты посещаешь. Таким образом ты узнаешь, как чувствуют и думают люди, что их волнует…