— Еще в школе я видел, что бегаю лучше сверстников. Но в то время я телевизор не смотрел и не знал, что этим можно заниматься профессионально, — говорит 36-летний Магомед Алигаджиев из горного селения Ургубамахи, пятикратный чемпион Дагестана и трехкратный чемпион СКФО по бегу на средние дистанции.
— У нас был старенький телевизор, но домашних хлопот было много. Я рос в многодетной семье: три брата и три сестры. У отца была отара около ста голов, пасти ее была моя доля. В школу ходил и после обеда сменял у овец отца, чтобы он другие дела мог делать. К ночи я пригонял их домой и ложился спать, чтобы на следующий день все повторилось. Бывало, даже в школу не ходил. Вообще, не могу вспомнить, чтобы я домашнее задание делал или что-то учил. Но был отличником как-то… Особенно по французскому. Ну и бегал быстрее всех и в футболе тоже за этот счет был хорош. Если отец весь день пас — такое тоже бывало, я маме в огороде помогал: копал, поливал, опрыскивал.
В 23 года Магомед женился, а в 24 друзья, которые видели, как споро он бегает за отарой, предложили ему поучаствовать в районных соревнованиях по бегу. Он согласился и вообще без какой-либо подготовки взял второе место.
— А первое место занял парень из высокогорного села. На высоте кислорода меньше, но человек там живет и привыкает. А когда спускается, ему тут лучше: он поглощает больше кислорода и бежать легче. Это его преимущество перед городскими ребятами.
Сейчас я эту тему изучаю, смотрю ролики про кенийцев. Они высоко в горах живут, олимпийский чемпион из Кении Элиуд Кипчоге живет в своей деревне на высоте 2500 метров. Он мультимиллионер, но ведет деревенскую жизнь и тренируется там же — в лагере. Думаю, всем бегунам перед соревнованиями надо на 3−4 недели уезжать на высокогорье или среднегорье. А в Дагестане у нас есть возможность и в горах, и на море тренироваться. Вот сегодня я пробежался на городском пляже — это было шикарно.
Первый успех доставил Магомеду удовольствие и только. Он поставил приз на полку и забыл об этом эпизоде.
— Я тогда работал на каменном карьере, я и до сих пор там работаю, потому что надо семью кормить. Работа такая: берешь камень, несешь, а потом его надо забросить в кузов КАМАЗа. Средний камень весит около 30 кг, а есть и по 100 кг тоже. Самые тяжелые блоки, по 140−150 кг, привозят в ковше экскаватора, поднимают, мне их надо достать и переложить в кузов. У меня вес — 57 кг, ушатывает, конечно, но организм привык к тяжелым работам.
Так я работал, а когда слышал про соревнования, просто трусцой побегаю пару дней — и на старт. Бывало, что вообще не бегал, вчера грузил камни, уставший пришел домой, а утром на соревнования. Через год впервые стал лидером забега, но чаще занимал 2−3 место, редко бывали первые.
Серьезно заниматься Магомед начал только в 30 лет, когда познакомился с легкоатлетом Евгением Драгуновым и тот согласился его тренировать.
— Как-то после соревнований я побежал с ним заминку делать. Думаю, сначала он не воспринял меня всерьез. Но я не переставал ему звонить. Тогда он стал давать мне специальные упражнения на укрепление мышц, на удлинение шага. В человеке должна быть растянутость, мобильность суставов. Деревянный человек не может большой шаг сделать. Есть специальный «олений бег» и другие упражнения, которые помогают шаг делать шире. Силовые тренировки, чуть штанга, гиря. Я свою работу на каменоломне всегда воспринимал как силовую тренировку, но она не была правильной с технической точки зрения. А с тренером все стало более осознанным и правильным. Поменял технику обращения с камнем: ровно спину держишь, не сгибаешь, используешь толчок ног.
Я бежал тогда 3 км. Без тренера результат был 9.30, сейчас — 8.54. Для Дагестана это космос. Я этого достиг с ним за пару лет. Стабильно мы не занимались. Когда много дел дома, бывало, бросал тренировки. Он в Махачкале, я в горах, он не мог меня контролировать. Я отрезки бегал скоростные, на секундомере засекал, фоткал и ему отправлял. И вот уже пять лет подряд я первый в Дагестане. Трижды становился первым на чемпионате СКФО. На 1500, 2000, 3000 метров и с барьером 90 см. Для моего роста 163 см это, кстати, не низкий барьер. Но за счет сильных ног мне далось это. Из Владикавказа был сильный парень, 180 см рост, а все равно я его победил.
А вот чемпионат России Магомеду никак не дается. Туда приезжает вся спортивная элита страны, ведь эти старты — путевка на чемпионат мира.
— Трижды был уже. В первый раз думал: 100% выиграю, привык побеждать в Дагестане. А когда стартанули… Дома, когда бегу, впереди меня никого — никто не может обогнать. А там передо мной человек, а я не то что обогнать, даже уменьшить расстояние между нами не могу. Оказалось, это совсем другой уровень и к нему надо готовиться еще серьезнее.
Этой весной у меня был лучший результат — я стал одиннадцатым на этом чемпионате. Хотя это было в месяц поста. Тренер ругал меня, чтобы я ел и пил, но я ему сказал: «Нет, мне дороже мой пост, хотя бег — любимое дело». Было тяжко, если честно, но продержался. А состав там был очень мощный — мастера спорта международного класса. Они не работают на каменоломне, а занимаются спортом профессионально. И все необходимое спортсмену есть: диета, спортивный массаж, бани, отличная экипировка.
Честно говоря, в хорошей экипировке как-то увереннее себя чувствуешь, и качество материала тоже важно. У нашей сборной такой не было. Но у нас свое преимущество. Я думаю, те, кто живет вдали от цивилизации, более выносливые, здоровые, физически сильные. Нас 10−12 человек, в основном мы ездим на все соревнования за свой счет, иногда нам что-то частично оплачивают. Если бы было больше поддержки, мы бы быстрее результат давали.
Недавно я принял участие в гонке в Калужской области — 32 км по пересеченной местности, по лесам бегали. Было 400 участников, и всего 49 секунд до первого места мне не хватило. Вторым прибежал, проиграл призеру чемпионата Европы. Мощный парень соперник.
Сейчас вот я стал амбассадором воды «Горная». Надеюсь на их помощь. И что все мечты и планы сбудутся. В ближайших планах — стать мастером спорта. В глобальных — побить мировой рекорд в ультрамарафоне — 129 км 616 метров за 12 часов — и попасть в книгу Гиннесса.
У Магомеда нет своего жилья, полдня у него занимают тренировки, на соревнования ездит за свой счет. Его супруга выходила замуж не за бегуна, а за работягу. Но сейчас она во всем поддерживает мужа.
— Мне жена, знаете, какая попалась? Как счастливый лотерейный билет. Золотой человек. Я невестой ее вживую ни разу не видел, в горах так принято, просто родители наши договорились между собой, а я согласился с их выбором. Плохого не посоветуют. И вот повезло.
Обычно все плохо говорят про тещу, а моя отличная, меня всегда поддерживает. Вначале, бывало, супруга спрашивала, зачем мне этот бег нужен. Я говорю: «Как зачем? Я люблю это дело, это то, что мне нравится».
Когда я бегу, все в селе за меня болеют. Раньше думал, они меня за идиота считают. И сейчас тоже некоторые говорят: «Бросай заниматься ерундой». Если бы я был борцом, так бы не говорили. А моим спортом не заработать. На большинстве местных соревнований — грамота, медаль, редко когда еще и кубок дадут. Иногда бывает приз: 5, 10 тысяч, самый большой — 20 тысяч на Кубке главы республики. Вот поэтому они и говорят: «Иди работай, дом построй». У меня же и дома нет своего, живу в чужом, хозяева уехали — я живу за то, что присматриваю за ним.
Конечно, бывает, хочется все бросить. Думаешь: для чего эти мучения? Живи как обычный человек. Но ломаться нельзя, надо себя в руки взять и продолжать. Останавливаться на полпути — глупо. Я прошу Всевышнего, чтобы что-то стоящее из этого получилось для меня, для моей семьи.
У меня каждый день тренировки: пробежка полтора-два часа, потом силовая нагрузка. После обеда работа на карьере. Перед соревнованиями бывает две тренировки в день, так что работать не успеваю.
Много заработать не получается, поэтому на себя много не тратим, продукты едим со своего огорода. Но не бегать я не могу. Это у меня уже в крови. Я не знаю, когда перестану бегать, но в ближайшем будущем бросать не собираюсь. На все воля Всевышнего, хочу расти и расти, ставить рекорды.