Традиции
Как правильно вызвать дождь
12 августа, 2020
3924
Жертвенная кровь, лягушка в платье, прогулки на осле и другие способы заставить небо пролиться водой от жителей дагестанских сел

Обряд вызывания дождя может показаться дикостью в XXI веке, когда на дворе — эпоха бескрайних технологических возможностей. Однако жители многих сел в Дагестане так не считают. Некоторые из них до сих заговаривают жаркую погоду, общаются с духами гор и обращаются к небесам за богатым урожаем.

Главный персонаж старинного обряда — это так называемый «дождевой осел». Называют его все народы по-разному. Имена весьма пестрые, да еще и труднопроизносимые. Кумыки, зазывая осадки, воспевают Земире, азербайджанцы, горские евреи и табасаранцы — Гудура или Гудурбая, ногайцы призывают Тенгри, а вот аварцы — Цадул хама. Вымаливание у неба ливня в аулах превращается в настоящую магию. Здесь есть все — жрецы, атрибуты, заклинания и жертвоприношения. Увидеть таинственное действо до сих пор можно как на юге Дагестана, так и на севере. Главное — чтобы стояла неимоверная жара.

Дагестанские шаманки

В селе Кая Кулинского района «день икс» назначают старейшины. С раннего утра дети и подростки бегут в лес. Они срезают иву и высокие стебли ядовитой чемерицы.

— Мы специально собираем только их. Секрета тут нет, листья у такой травы крупные, а «плакучие» ветки не колют. Мы ведь из них «наряд» сделаем, а в нем нашей героине должно быть комфортно, — смеясь, рассказывает горянка Сарижат Цахаева.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кавказская демонология
Зомби, оборотни, упыри и ведьмы, оказывается, обитали и в горах Кавказа, правда, назывались по-другому. А еще тут водились джинны, шайтаны, Голодный дух и Мать болезней

На роль «дождевого осла» в этом селе выбирают женщину. Сначала на нее надевают дождевик, после на голову водружают охапку срезанных веток. Драпируют наряд так, чтобы не было видно лица. И на глазах обычная горянка в платке превращается в забавную «шаманку», только без бубна.

Кульминация ритуала — шествие ряженой вместе с детьми по аулу. Хозяйки подворий весело и шумно обливают ее водой с ног до головы. А мальчикам и девочкам дарят то, что принято считать символом плодородия: куриные яйца, орехи, хлеб и фрукты. При этом и взрослые, и дети читают заклинание на родном языке. Перевод его с лакского звучит приблизительно так:

Щедрый дождь пусть пойдет

И богатство принесет!

Водой из твоего неба насыть нас, о Аллах!

Дождик лей, как из кувшина, лей!

Дождь проливной нам на пять дней даруй!

Ночью дождь проливной дай нам!

Светлым днем дождь дай нам!

Музыка для неба

В каждом дагестанском селе у этого обряда есть свои отличительные элементы. В селе Гуми Табасаранского района Гудура всегда сопровождают музыканты. Считается, что пение ритуальной песни и звучание национальных инструментов должны быть слышны на всю округу.

— Играют у нас в основном на зурне, чугри, который очень похож на чунгур (струнный музыкальный инстумент. — Ред.), и на кумузе, он типа скрипки, но размером чуть больше и держат его вертикально. Хотя это действо и выглядит забавно и, может, где-то глупо, но мы к нему относимся серьезно, — делится подробностями работник культуры Эльмира Рамазанова.

Спутниками «дождевого осла» и здесь становятся малыши. Маленький нюанс: мальчики несут ветки, а вот девочки заранее готовят кукол. Их лепят из крутого теста.

Ритуальные камни

А вот в селе Кани ряженых нет. Тут на осла задом наперед сажают мальчишку. Но малыш всегда необычный. Обязательно тот, кто видел «трех матерей». Горцы имеют в виду маму, бабушку и прабабушку. Запряженное животное вместе с ребенком должно объехать весь периметр села. В это время женщины готовят суп-кашу в большом казане. Ее сложное лакское название — хаххари. Оригинальный рецепт — сушеный курдюк плюс разные злаки и бобовые: пшеница, горох, фасоль. Пока варится блюдо, женщины садятся в круг. Следующий шаг — хоровое исполнение молитвы. В один голос горянки десятки раз перечисляют имена Всевышнего на арабском языке. Кроме того, в ауле с древних времен поливают водой еще и священные камни, их называют идовсиль чарту.

Священная жертва

Жители села Дюбек Табасаранского района в период засухи регулярно собираются у святого источника, который называют Оманпир. Рядом с родником, согласно их преданиям, растет священное дерево. Именно здесь сельчане режут жертвенного барана или бычка. Кровь спускают в реку. Готовят еду и устраивают коллективное угощение. В конце дня кого-нибудь обязательно сталкивают в воду, причем выкарабкаться «пловец» должен самостоятельно. Покидая это место, селяне отламывают ветку священного дерева и погружают в воду, а сверху придавливают камнем. Сторожил села Гамзат рассказывает: «У нас считается, что дождь будет идти до тех пор, пока ветка находится в воде. А когда уже осадков будет чересчур, веточку мы освобождаем».

Платье для лягушки

В Цумадинском же районе женщины и дети играют свадьбу. В роли невесты — лягушка, а в роли жениха — дух реки. Поутру ловят зеленую прыгунью и надевают на нее красивое платье. Наряд шьют заранее из кусков разноцветной яркой ткани. После квакушку бросают в воду. А аварцы в Хунзахе просто подвешивают земноводное к желобу и оставляют ровно до тех пор, пока не выпадут осадки.

Да будет дождь!

Идет ли в итоге дождь? Да! Причем всегда, утверждают наши герои. У одних — в ту же ночь, у других — на следующий день. Дагестанцы уверяют, что способов «вызывания» существует больше десятка. Однако, как бы кто ни провел свой обряд, в течение трех дней засуха обязательно заканчивается. В горах и на высокогорье, где нет спецсредств, другим способом поле не польешь. Пусть это и суеверия, но люди считают, что работают они и сегодня.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Любовь и голуби. Как живет осетинская семья, где больше века разводят птиц
Увлечение пернатыми у Поповых передается из поколения в поколение. Сколько существует пород, какой голубь самый дорогой в мире и могут ли птицы седеть, рассказали глава семьи и его внучка
Юбилей СКФО. Факты и рекорды Северного Кавказа за 15 лет
В честь 15-летия Северо-Кавказского федерального округа собрали все самое интересное о его культуре, достижениях и природных достопримечательностях
Мэр Махачкалы Юсуп Умавов: «Главное — у нас люди очень добрые, гостеприимные»
Об увеличении турпотока до 1,5 млн, решении проблем ЖКХ, будущих морских круизах и чуде чуду — эксклюзивный разговор с главой столицы Дагестана
Сила слова. Как кавказской прессе удается процветать в цифровую эпоху
В День российской печати рассказываем о региональных газетах и журналах, притягивающих литераторов и культурных деятелей со всей страны и вдохновляющих читателей уже не одно десятилетие
«Нужно морально вытягивать человека». Как дагестанский травматолог возвращает пациентам желание жить
Доктор Марат Кадиев, отец шестерых детей и директор клиники, — о тяге к жизни и важности делегирования
«Дагестан стал для нас страной чудес»: как на Кавказе снимали «Волшебника Изумрудного города»
1 января в прокат выходит фильм, обещающий стать кинохитом этих каникул. Узнали, как проходили съемки в Дагестане
Полная версия