Обряд вызывания дождя может показаться дикостью в XXI веке, когда на дворе — эпоха бескрайних технологических возможностей. Однако жители многих сел в Дагестане так не считают. Некоторые из них до сих заговаривают жаркую погоду, общаются с духами гор и обращаются к небесам за богатым урожаем.
Главный персонаж старинного обряда — это так называемый «дождевой осел». Называют его все народы по-разному. Имена весьма пестрые, да еще и труднопроизносимые. Кумыки, зазывая осадки, воспевают Земире, азербайджанцы, горские евреи и табасаранцы — Гудура или Гудурбая, ногайцы призывают Тенгри, а вот аварцы — Цадул хама. Вымаливание у неба ливня в аулах превращается в настоящую магию. Здесь есть все — жрецы, атрибуты, заклинания и жертвоприношения. Увидеть таинственное действо до сих пор можно как на юге Дагестана, так и на севере. Главное — чтобы стояла неимоверная жара.
В селе Кая Кулинского района «день икс» назначают старейшины. С раннего утра дети и подростки бегут в лес. Они срезают иву и высокие стебли ядовитой чемерицы.
— Мы специально собираем только их. Секрета тут нет, листья у такой травы крупные, а «плакучие» ветки не колют. Мы ведь из них «наряд» сделаем, а в нем нашей героине должно быть комфортно, — смеясь, рассказывает горянка Сарижат Цахаева.
На роль «дождевого осла» в этом селе выбирают женщину. Сначала на нее надевают дождевик, после на голову водружают охапку срезанных веток. Драпируют наряд так, чтобы не было видно лица. И на глазах обычная горянка в платке превращается в забавную «шаманку», только без бубна.
Кульминация ритуала — шествие ряженой вместе с детьми по аулу. Хозяйки подворий весело и шумно обливают ее водой с ног до головы. А мальчикам и девочкам дарят то, что принято считать символом плодородия: куриные яйца, орехи, хлеб и фрукты. При этом и взрослые, и дети читают заклинание на родном языке. Перевод его с лакского звучит приблизительно так:
Щедрый дождь пусть пойдет
И богатство принесет!
Водой из твоего неба насыть нас, о Аллах!
Дождик лей, как из кувшина, лей!
Дождь проливной нам на пять дней даруй!
Ночью дождь проливной дай нам!
Светлым днем дождь дай нам!
В каждом дагестанском селе у этого обряда есть свои отличительные элементы. В селе Гуми Табасаранского района Гудура всегда сопровождают музыканты. Считается, что пение ритуальной песни и звучание национальных инструментов должны быть слышны на всю округу.
— Играют у нас в основном на зурне, чугри, который очень похож на чунгур (струнный музыкальный инстумент. — Ред.), и на кумузе, он типа скрипки, но размером чуть больше и держат его вертикально. Хотя это действо и выглядит забавно и, может, где-то глупо, но мы к нему относимся серьезно, — делится подробностями работник культуры Эльмира Рамазанова.
Спутниками «дождевого осла» и здесь становятся малыши. Маленький нюанс: мальчики несут ветки, а вот девочки заранее готовят кукол. Их лепят из крутого теста.
А вот в селе Кани ряженых нет. Тут на осла задом наперед сажают мальчишку. Но малыш всегда необычный. Обязательно тот, кто видел «трех матерей». Горцы имеют в виду маму, бабушку и прабабушку. Запряженное животное вместе с ребенком должно объехать весь периметр села. В это время женщины готовят суп-кашу в большом казане. Ее сложное лакское название — хаххари. Оригинальный рецепт — сушеный курдюк плюс разные злаки и бобовые: пшеница, горох, фасоль. Пока варится блюдо, женщины садятся в круг. Следующий шаг — хоровое исполнение молитвы. В один голос горянки десятки раз перечисляют имена Всевышнего на арабском языке. Кроме того, в ауле с древних времен поливают водой еще и священные камни, их называют идовсиль чарту.
Жители села Дюбек Табасаранского района в период засухи регулярно собираются у святого источника, который называют Оманпир. Рядом с родником, согласно их преданиям, растет священное дерево. Именно здесь сельчане режут жертвенного барана или бычка. Кровь спускают в реку. Готовят еду и устраивают коллективное угощение. В конце дня кого-нибудь обязательно сталкивают в воду, причем выкарабкаться «пловец» должен самостоятельно. Покидая это место, селяне отламывают ветку священного дерева и погружают в воду, а сверху придавливают камнем. Сторожил села Гамзат рассказывает: «У нас считается, что дождь будет идти до тех пор, пока ветка находится в воде. А когда уже осадков будет чересчур, веточку мы освобождаем».
В Цумадинском же районе женщины и дети играют свадьбу. В роли невесты — лягушка, а в роли жениха — дух реки. Поутру ловят зеленую прыгунью и надевают на нее красивое платье. Наряд шьют заранее из кусков разноцветной яркой ткани. После квакушку бросают в воду. А аварцы в Хунзахе просто подвешивают земноводное к желобу и оставляют ровно до тех пор, пока не выпадут осадки.
Идет ли в итоге дождь? Да! Причем всегда, утверждают наши герои. У одних — в ту же ночь, у других — на следующий день. Дагестанцы уверяют, что способов «вызывания» существует больше десятка. Однако, как бы кто ни провел свой обряд, в течение трех дней засуха обязательно заканчивается. В горах и на высокогорье, где нет спецсредств, другим способом поле не польешь. Пусть это и суеверия, но люди считают, что работают они и сегодня.