{{$root.pageTitleShort}}

Как правильно вызвать дождь

Жертвенная кровь, лягушка в платье, прогулки на осле и другие способы заставить небо пролиться водой от жителей дагестанских сел

Обряд вызывания дождя может показаться дикостью в XXI веке, когда на дворе — эпоха бескрайних технологических возможностей. Однако жители многих сел в Дагестане так не считают. Некоторые из них до сих заговаривают жаркую погоду, общаются с духами гор и обращаются к небесам за богатым урожаем.

Главный персонаж старинного обряда — это так называемый «дождевой осел». Называют его все народы по-разному. Имена весьма пестрые, да еще и труднопроизносимые. Кумыки, зазывая осадки, воспевают Земире, азербайджанцы, горские евреи и табасаранцы — Гудура или Гудурбая, ногайцы призывают Тенгри, а вот аварцы — Цадул хама. Вымаливание у неба ливня в аулах превращается в настоящую магию. Здесь есть все — жрецы, атрибуты, заклинания и жертвоприношения. Увидеть таинственное действо до сих пор можно как на юге Дагестана, так и на севере. Главное — чтобы стояла неимоверная жара.

Дагестанские шаманки

В селе Кая Кулинского района «день икс» назначают старейшины. С раннего утра дети и подростки бегут в лес. Они срезают иву и высокие стебли ядовитой чемерицы.

— Мы специально собираем только их. Секрета тут нет, листья у такой травы крупные, а «плакучие» ветки не колют. Мы ведь из них «наряд» сделаем, а в нем нашей героине должно быть комфортно, — смеясь, рассказывает горянка Сарижат Цахаева.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Кавказская демонология
Зомби, оборотни, упыри и ведьмы, оказывается, обитали и в горах Кавказа, правда, назывались по-другому. А еще тут водились джинны, шайтаны, Голодный дух и Мать болезней

На роль «дождевого осла» в этом селе выбирают женщину. Сначала на нее надевают дождевик, после на голову водружают охапку срезанных веток. Драпируют наряд так, чтобы не было видно лица. И на глазах обычная горянка в платке превращается в забавную «шаманку», только без бубна.

Кульминация ритуала — шествие ряженой вместе с детьми по аулу. Хозяйки подворий весело и шумно обливают ее водой с ног до головы. А мальчикам и девочкам дарят то, что принято считать символом плодородия: куриные яйца, орехи, хлеб и фрукты. При этом и взрослые, и дети читают заклинание на родном языке. Перевод его с лакского звучит приблизительно так:

Щедрый дождь пусть пойдет

И богатство принесет!

Водой из твоего неба насыть нас, о Аллах!

Дождик лей, как из кувшина, лей!

Дождь проливной нам на пять дней даруй!

Ночью дождь проливной дай нам!

Светлым днем дождь дай нам!

Майсарат Мусаева, этнограф, кандидат исторических наук, Дагестанский научный центр РАН

«Ритуал вызывания дождя есть у всех народов мира. Это один из древнейших обрядов, и он не приурочен ни к одной конкретной дате. Он особенно необходим в горном Дагестане. У нас ведь земледелие там неполивное, а дождь, несомненно, важен во время созревания урожая. А если стойко стоит жара и надо предотвратить засуху, то только и остается что взывать к небу и стихийным явлениям».

Музыка для неба

В каждом дагестанском селе у этого обряда есть свои отличительные элементы. В селе Гуми Табасаранского района Гудура всегда сопровождают музыканты. Считается, что пение ритуальной песни и звучание национальных инструментов должны быть слышны на всю округу.

— Играют у нас в основном на зурне, чугри, который очень похож на чунгур (струнный музыкальный инстумент. — Ред.), и на кумузе, он типа скрипки, но размером чуть больше и держат его вертикально. Хотя это действо и выглядит забавно и, может, где-то глупо, но мы к нему относимся серьезно, — делится подробностями работник культуры Эльмира Рамазанова.

Спутниками «дождевого осла» и здесь становятся малыши. Маленький нюанс: мальчики несут ветки, а вот девочки заранее готовят кукол. Их лепят из крутого теста.

Комментарий этнографа

«На самом деле дети в обряде выполняют у разных народов разные роли. Цадул хама, например, у аварцев обязательно становится ребенок-сирота. Жители объясняют такое обстоятельство просто. Только сирота может вызвать жалость у небес и палящего солнца. У кумыков детей собирали в поле и заставляли блеять, как овечек».

Ритуальные камни

А вот в селе Кани ряженых нет. Тут на осла задом наперед сажают мальчишку. Но малыш всегда необычный. Обязательно тот, кто видел «трех матерей». Горцы имеют в виду маму, бабушку и прабабушку. Запряженное животное вместе с ребенком должно объехать весь периметр села. В это время женщины готовят суп-кашу в большом казане. Ее сложное лакское название — хаххари. Оригинальный рецепт — сушеный курдюк плюс разные злаки и бобовые: пшеница, горох, фасоль. Пока варится блюдо, женщины садятся в круг. Следующий шаг — хоровое исполнение молитвы. В один голос горянки десятки раз перечисляют имена Всевышнего на арабском языке. Кроме того, в ауле с древних времен поливают водой еще и священные камни, их называют идовсиль чарту.

Комментарий этнографа

«Местности, где утвержден ортодоксальный ислам, все же не отвергают домонотеистические обряды. Напротив, они будто их подчиняют религии. Ведь были аулы, где процессию возглавляли представители духовенства. Они обязательно посещали старые могилы. Их обнажали, то есть из земли доставали кости и череп. Останки ставили под солнце и поливали водой. Так аксакалы вымаливали дождь».

Священная жертва

Жители села Дюбек Табасаранского района в период засухи регулярно собираются у святого источника, который называют Оманпир. Рядом с родником, согласно их преданиям, растет священное дерево. Именно здесь сельчане режут жертвенного барана или бычка. Кровь спускают в реку. Готовят еду и устраивают коллективное угощение. В конце дня кого-нибудь обязательно сталкивают в воду, причем выкарабкаться «пловец» должен самостоятельно. Покидая это место, селяне отламывают ветку священного дерева и погружают в воду, а сверху придавливают камнем. Сторожил села Гамзат рассказывает: «У нас считается, что дождь будет идти до тех пор, пока ветка находится в воде. А когда уже осадков будет чересчур, веточку мы освобождаем».

Комментарий этнографа

«Естественно, присутствие воды в обряде как таковой — обязательно. Ведь не зря известный этнограф Григорий Чурсин считал, что в этом обычае используется магия подобия — то есть подобное вызывает подобное. И эта невинная забава имеет далеко не невинное происхождение. В старину, чтобы умилостивить разгневанного Владыку вод, в жертву приносили человека. Позднее, чтобы никого не топить, людей в воду только окунали. А сейчас мы просто обливаем друг друга».

Платье для лягушки

В Цумадинском же районе женщины и дети играют свадьбу. В роли невесты — лягушка, а в роли жениха — дух реки. Поутру ловят зеленую прыгунью и надевают на нее красивое платье. Наряд шьют заранее из кусков разноцветной яркой ткани. После квакушку бросают в воду. А аварцы в Хунзахе просто подвешивают земноводное к желобу и оставляют ровно до тех пор, пока не выпадут осадки.

Комментарий этнографа

«Лягушка — это всегда символ дождя. Ведь не зря есть поверье у народов Дагестана: если раздавить животное, может пойти дождь. К этому относятся со всей важностью».

Да будет дождь!

Идет ли в итоге дождь? Да! Причем всегда, утверждают наши герои. У одних — в ту же ночь, у других — на следующий день. Дагестанцы уверяют, что способов «вызывания» существует больше десятка. Однако, как бы кто ни провел свой обряд, в течение трех дней засуха обязательно заканчивается. В горах и на высокогорье, где нет спецсредств, другим способом поле не польешь. Пусть это и суеверия, но люди считают, что работают они и сегодня.

Комментарий этнографа

«Представители чистого ислама запрещают такие действия. Поэтому многие проводят их тайно. Ведь вреда в них нет, а вдруг будет польза. Верим или не верим, но обряд красочный и интересный, он все равно будет существовать, как и существует, веками».

Патимат Гусейнова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Вдоль Турчидага и обратно. Нестандартный маршрут по Гунибскому району Дагестана

Гора Маяк и Седло-гора, заброшенная дорога, причудливые камни и террасы, гнезда сипов и «голова удава» — все это можно увидеть, если пройти по пешему маршруту от местного географа