Традиции
Нагайка, лук и два ремесленника. Мастера из Карачаево-Черкесии удивляют даже коллег по ремеслу
4 июня, 2025
В ауле Икон-Халк делают такие плети и луки, что они и в бою на помощь придут, и в музее аншлаг соберут

На Кавказе бережно хранят традиции ручного мастерства. Назир и Арсен Баисовы из аула Икон-Халк Ногайского района Карачаево-Черкесии не стали исключением. Назир создает традиционные луки, а Арсен плетет камчи, которые также известны как нагайки, делает уздечки, седла, нагрудники и нахвостники.

Наследники ремесла

— Увлечение перешло к нам с дядей Назиром от моего дедушки, — рассказывает Арсен. — Дедушка был известным шорником, одним из лучших. Вместе с дядей Назиром мы с детства учились у него, начинали с плетения простеньких кнутов. Потом я уехал на Север на заработки, а Назир продолжал дедушкино дело. Когда я вернулся, ремесло вновь увлекло меня. Начинал с азов и постепенно переходил к более серьезным вещам.

Вместе с опытом пришло и понимание: для изделий самого высокого качества нужен соответствующий материал. Тогда Арсен решил и его делать самостоятельно.

— Когда в селе забивают скот, я снимаю шкуры — руками, без ножа, чтобы не повредить. Работа не из легких. Конечно, можно пойти по более простому пути — покупать готовую кожу, но я предпочитаю контролировать весь процесс. Да и аутентичность так гораздо выше.

Для каждого изделия нужна разная кожа, объясняет Арсен. Например, на уздечки и на другую конную сбрую идет бычья, на камчи — конская или козья. Рукояти для них мастер тоже делает сам.

— Строгаю, вытачиваю, вырезаю узоры. На заказ делаю фигурные рукояти. Например, были в виде лошадиной головы, копыта и даже головы слона. Материал для рукоятей тоже далеко не всякий подходит. Раньше делал из бука или калины гордовины — именно ее предпочитали мастера в старину, но сейчас я чаще использую заготовки из покупного материала — в основном это граб. Черный, зеленый или красный.

Ювелирная точность

— Арсен делает нагайки из 18 и даже из 24 полос — буквально по миллиметру каждая. Ювелирная работа, — подключается к разговору Назир. —  Арсен плел также испанскую уздечку, нагрудники и нахвостник с узлами. Это старый парадный вариант, такой не часто встретишь.

Сам Назир около десяти лет назад увлекся изготовлением луков. Дело стало не просто увлечением, а возвращением к корням. Лук наряду со сбруей всегда был атрибутом ногайского воина.

— В отличие от конской амуниции, в этой области мне уже не у кого было учиться вживую. За образец я брал картины, старинные гравюры и тексты, где описывались материалы и сам процесс изготовления луков. Сейчас я полностью освоил это искусство и сделал уже около 30 экземпляров.

У каждого элемента лука — свое значение, объясняет Назир. Так, кисточки из конского волоса на концах помогают воину делать поправку на ветер. Внешняя же красота элемента — это скорее «побочный эффект».

— Луки быстро расходятся, спрос на них высок. Один из экземпляров из граба, сувенирный, сейчас украшает интерьер местного кафе. Этот лук уже побывал в Дагестане и даже снимался в фильме «Испытание аулом».

Как и созданная Назиром сбруя. Мастера сами также побывали на съемочной площадке — работали с лошадьми и консультировали команду.

Чтобы дело жило

На выделку кожи уходит примерно 14 дней, на плетение камчи из миллиметровых полос — около недели. Камча попроще делается за день, уточняет мастер. Создание комплекта упряжи из уздечки, нахвостника и нагрудника занимает минимум три.

Седло требует более тщательной подготовки материала. Шкура быка вымачивается в смеси молочной сыворотки и отрубей 4−5 дней летом и около недели зимой. Затем материал очищается, на сутки помещается в соль — удалить влагу, а после ещё два дня растягивается и сушится.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
«Седло приросло к коню, сам прирос к седлу»
Без лошади ногаец как птица без крыльев, гласит поговорка. И лошадей своих в степях считают особенными

— Работа непосредственно над седлом занимает один день — это если есть настрой на работу, — рассказывает Арсен. — Седла предпочитаю делать в строгом стиле, без особых украшательств. Хотя были заказчики, которые просили добавить декоративные элементы из мельхиора. Но это редкость. А вот на уздечки часто просят сделать узор из того же мельхиора или даже серебра.

Изделия мастеров покупают наездники, для практического использования. Иногда луки, плети и сбрую берут как дорогой подарок. Изделия популярны не только в Карачаево-Черкесии и Дагестане, их отправляют в Москву, Астрахань и даже в Казахстан.

Баисовы также активно участвуют в выставках, состоят в ремесленных сообществах. Работы ногайских мастеров получили признание у коллег.

— В сообществе шорников Казахстана 18- и 24-полосные камчи произвели в буквальном смысле фурор, ведь там чаще делают 12-полосные. Но такой успех не самоцель. Главное — сохранить традиционные ремесла. Сохранить и передать следующим поколениям. И радостно видеть, что молодежь, дети интересуются и учатся. Это вселяет оптимизм и вдохновляет.

ЕЩЕ МАТЕРИАЛЫ
Готовый маршрут по всему Северному Кавказу для новичков
Весь СКФО за один отпуск. Грандиозный гид по самым главным достопримечательностям Кавказа
Топ самых фотогеничных мест Северного Кавказа
От Сулака до Кольца. Составили для вас список мест в СКФО, где непременно надо сфотографироваться
Кавказ согреет. 7 термальных источников для зимнего отдыха
От древних легенд до современных SPA-процедур. Рассказываем, где на Северном Кавказе можно круглый год купаться под открытым небом
Особенности национальной люльки
Танзиля Магомедова из Кабардино-Балкарии создает уютные аксессуары для балкарской люльки бешик и мечтает сохранить традиции, связанные с рождением ребенка
Северный Кавказ: какие регионы входят, как добраться и что посмотреть туристу
Подробный гид по Северо-Кавказскому федеральному округу к 16-й годовщине его образования
Локальные бренды и K-pop. Как Северный Кавказ меняет маркетплейсы
Маркетплейсы инвестируют в логистику, продавцы приходят и уходят, а покупатели ищут на площадках товары с Северного Кавказа. Разбираемся, что покупают туристы, побывавшие в регионе, а что — местные
Полная версия