Камча для ногайцев (тюркского народа, живущего в основном на территории Северного Кавказа) — это не просто плеть. Это настоящий символ власти, носить который мог только мужчина. С помощью камчи управляли лошадью, решали споры, изгоняли злых духов, демонстрировали социальный статус и даже убивали врагов.
Камча — вместо мерседеса
Икон-Халк — один из крупнейших ногайский аулов в Карачаево-Черкесии. Он расположен в 25 км от республиканского центра — Черкесска. Сегодня здесь живут около 4,5 тысячи ногайцев. И на весь аул осталось всего два мастера, владеющих технологией изготовления традиционной камчи, — это двоюродные братья Назир и Руслан Баисовы.
— Нас никто не учил. Мы были мальчиками, крутились среди старших и смотрели, как они плели камчи. Иногда меня подзывал кто-то из взрослых и просил чем-то помочь. Так мы научились делать наши традиционные плети. Но серьезный интерес к камче у меня появился только сейчас, в зрелом возрасте, — рассказывает Назир Баисов.
Когда в ногайской семье рождался мальчик, для него сразу начинали плести камчу. В процессе плеть заговаривали: одно переплетение — одно пожелание для маленького джигита. Когда сыну исполнялось 12 лет, он получал эту камчу из рук старших. Считалось, что именно с этого момента мальчик становился мужчиной.
Еще сто лет назад ногайцы практически не выпускали камчу из рук: ведь их жизнь была немыслима без лошади. «Без коня ногаец — словно без юрты, без семьи… сирота в степи», — говорили в народе. Поэтому и камча была обязательной частью выходного костюма, а ее использование регулировалось сложным этикетом. Так, каждый ногаец берег свою плеть как зеницу ока — потерять ее считалось большим позором.
Входя в чей-то дом, ногайцы вешали камчу в специально предназначенное для этого место у входа. Заходить в гости с плеткой в руках было запрещено — это означало недобрые намерения. Так делали, только входя в дом врага.
— По камче узнавали ее хозяина, да и всю его биографию, — рассказывает Руслан Баисов. — На рукоятке изображали родовой фамильный знак — тамга. А если человек совершил какой-то подвиг, то этот подвиг тоже изображали. Поэтому не было двух одинаковых камчей, как нет двух одинаковых людей. Если сейчас мужчин узнают по марке машины и номеру, то раньше это делали исключительно по камче.
Изыди, нечистая!
Для кочевых народов камча не только кнут для управления лошадью. Издревле плеть считалась, в первую очередь, оружием всадника. Когда на кончик плети крепили свинец, она становилась по-настоящему опасной.
— Такой плетью можно было запросто раскроить череп противнику во время боя. Все зависело от силы удара, — рассказывает Руслан. — В рукоятку также могли залить свинец для отягощения удара. Или есть такой вид камчи — «волчатник». Длинная плеть для охоты на волков. Мы же делаем довольно короткие камчи — они предназначены для управления лошадью.
Раньше рукоять камчи могли изготавливать из слоновой кости, золота и серебра, украшать драгоценными камнями. На конце плети делалась бахрома из контрастной по цвету кожи. Такие камчи могла себе позволить только знать, у остальных рукоять была деревянная, причем из особых пород дерева, которые сохраняют одинаковую температуру и зимой, и летом.
Джигиты использовали камчу также для разрешения споров. Для этого существовала своего рода дуэль: противники садились на пол, брали друг друга за левые руки и упирались в оппонента ногами. В правой руке у каждого из них была камча. Затем они начинали по очереди хлестать друг друга плетьми до тех пор, пока кто-то из них не падал. Упавший считался проигравшим, и после этого противники к спору больше не возвращались.
А еще с камчой у ногайцев связано много поверий. Считалось, что она обладает магическими свойствами, к примеру, способна изгнать из человека злых духов. Ее вешали в изголовье кровати девушек, чтобы защитить от нечистой силы.
Лучший подарок для ногайского мужчины
Технология изготовления камчи не меняется вот уже сотни лет. Делается она из козьей кожи, которая подготавливается мастером вручную: сначала шкуре дают отлежаться 2−3 недели, потом ее чистят от шерсти, режут на широкие полосы, сушат и снова режут — теперь уже на тонкие ленты по несколько миллиметров в ширину.
В основании каждой камчи устанавливается стержень, скрученный из коровьей кожи. И уже сверху он оплетается тонкими лентами. Количество таких лент в одном изделии может быть разным — от 6 до 32, в зависимости от предпочтений мастера. На плетение одной камчи уходит около трех дней.
Впрочем, это занятие не любит спешки. Еще в старину мужчины аула собирались вместе по вечерам, беседовали и, не торопясь, плели камчи — все это было частью народной культуры.
— Не сказать, что это тяжелая работа, но она требует умения. И терпения, конечно. Я плету в основном зимой, когда домашней работы меньше, — говорит Назир.
По профессии Назир — плотник, причем потомственный. Может сделать все: от ложки до резного стола. Его брат Руслан живет фермерством: разводит домашнюю живность. Сейчас для обоих изготовление камчи — это хобби, которое не приносит никакой финансовой выгоды.
— У нас не принято продавать камчи. Мы их дарим. На праздники: свадьбу, день рождения. Поэтому не спрашивайте у нас про их цену. Они бесценные, — смеется Руслан.