Рождение, вступление в брак и смерть — главные этапы в жизни человека, и с ними связано множество традиций и ритуалов. У каждого народа они свои, но во всем этом разнообразии есть и общие черты. Дагестанские поверья и обряды, хотя и в упрощенном виде, сохранились до наших дней. «Это Кавказ» попросил сотрудников Института истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН Руслана Сефербекова и Хайбулу Магомедсалихова рассказать о самых интересных из них.
Недетские страхи
Защищать ребенка от шайтана, людского сглаза и прочих злых чар начинают еще до его рождения. Поэтому беременной женщине не советуют ходить на похороны, смотреть на больных и некрасивых людей. Не рекомендуется также выходить из дома в темное время суток, когда нечисть особенно активна. А если пришлось выйти, следует брать с собой провожатого и кусок хлеба в качестве оберега.
Считается, что поведение матери во время беременности влияет на здоровье и характер ребенка. Ей не стоит пристально смотреть на что-то, иначе малыш родится косоглазым, нельзя сидеть в углу комнаты или за углом стола — у него будет плохой характер, нельзя выливать воду через порог — ребенок будет долго мочиться в постель.
Беременным не полагается шить или вязать — а то пуповина обовьется вокруг шеи младенца. Даже одежду для малыша шьет не она, а ее мать или старшая сестра.
При беременной не принято говорить о еде, которой нельзя ее угостить. Считается, что у ребенка появятся родимые пятна в форме тех фруктов, ягод и других продуктов, которые беременная захотела, но не смогла попробовать.
Целый отряд демонических персонажей: Албаслы, Хал, Ири-щив, Суткатын, Аюм, Гудуч и другие — стремятся похитить плод из утробы матери. Чтобы остановить их, беременной предписывается иметь на одежде иглу или булавку, а под подушкой — нож. Таким же оберегом считается кусок хлеба, оставленный на ночь на подоконнике в комнате, где она спит.
Но вот ребенок родился, и каждый новый момент его жизни: наречение имени, укладывание в люльку, первый зуб и первый шаг — все сопровождается обрядами.
При появлении первого зуба, например, готовят ритуальное блюдо — смесь из семи видов злаков и бобов, сваренных с сушеным мясом. Ингредиентов может быть и пять — главное, чтобы было нечетное количество. Раздают это угощение также нечетному количеству соседей. Считается, что ритуал облегчает рост остальных зубов.
У аварцев это блюдо называется гьи, муг, у лезгин — гит, у табасаранцев — кьуяр, у лакцев — хаххари, у даргинцев — хъяя, у кумыков — шабши. А этнографы называют его панспермией, считают символом плодородия и утверждают, что появилось оно еще в эпоху неолита — семь тысяч лет назад!
Это же блюдо раздают соседям и родственникам при первых шагах ребенка. Поверье гласит, что малыш, самостоятельно встав на ноги, видит вокруг огненный круг или же прозрачную, но очень крепкую стену, воздвигнутую перед ним злыми силами. Стена исчезает после проведения этого обряда.
Чтобы ребенок крепко стоял на ногах, на его коленях или над головой ломают специально для этого выпеченную лепешку. Иногда выпекают круглый хлебец или бублик и прокатывают его по полу между ног малыша.
Первые ногти ребенка не выбрасывают. Их хранят в чистом укромном месте или же закапывают в землю так, чтобы никто не видел. Иначе недоброжелатель может завладеет ими и нанести вред ребенку с помощью черной магии. То же самое касается и выпавших зубов и пуповины.
Целый ряд табу связан с люлькой. Пустую люльку не качают, ребенка не переносят через ее верхнюю перекладину, не ставят колыбель на голый пол. Если вам улыбнулся ребенок в люльке, то не следует улыбаться в ответ — это может ему навредить.
Чтобы ребенок не боялся дурных снов и всяких козней нечистой силы, под матрас ему кладут нож или ножницы.
Грудного ребенка не рекомендуется долго и часто держать на руках, передавать из рук в руки, ибо верят, что младенец при этом может потерять, «оставить» на чьих-то руках свое здоровье или на него может повлиять чужая энергетика.
Сглазить могут даже близкие люди. А уж если малыш оказался среди большого количества посторонних, его слегка пачкают сажей, чтобы уберечь от сглаза.
Если ребенок часто и сильно болеет, ему меняют имя. Новое имя должно обмануть злых духов болезни.
Свадебный переполох
Большинство свадебных обрядов касаются невесты — именно она переходит в новый мир, а потому особенно уязвима.
Считается дурным знаком, если в день свадьбы невеста наступит на черепки разбитой посуды или на золу — мечты могут разбиться, а жизнь стать черной, как сажа. Поэтому двор тщательно метут, а под ноги невесте стелют новый ковер. В прежние времена стелили баранью шкуру — символ плодородия.
Чтобы жизнь девушки в новом доме была полна радости и достатка, свекровь кормит невесту медом. Мед и мука тоже символы плодородия, поэтому в некоторых селах молодая обмакивает одну руку в мед, а другую — в муку. Иногда невеста оставляет над дверью в спальню медовый отпечаток ладони — он отпугивает злых духов.
В южном Дагестане невесту в дом жениха сопровождают девушки с зеркалом и горящей лампой. Зеркало спасает от злых духов (как тут не вспомнить «Константина» с Киану Ривзом), а огонь, принесенный из отчего дома, — от сглаза.
Платье невесты в прежние времена расшивали серебряными украшениями или просто монетками. Считается, что серебро спасает от нечистой силы. Сегодня многие невесты предпочитают белое платье. Но лицо, как и прежде, должно быть покрыто фатой или, как в некоторых селах, платком, чтобы защитить от вредоносной магии.
Открывать лицо невесте, стелить постель молодоженам, готовить свадебную халву поручают состоятельным семейным женщинам. Бедных и бездетных к этим важным делам не привлекают, чтобы их напасти не передались молодой семье.
В некоторых селах в свадебных торжествах участвуют ряженые, они отпугивают злых духов. Костюм ряженого состоит обычно из овчинной шубы, вывернутой мехом наружу, и маски из овчины и войлока с приделанными к ним рогами, усами и бородой. Ряженые кувыркаются, устраивают потасовки между собой и толкотню среди гостей, разыгрывают небольшие бытовые сценки. Иногда женщины облачаются в мужскую одежду, а мужчины — в женскую. Они раскрашивают лица краской, подводят брови сажей, женщины подрисовывают усы. Так что карнавалы бывают не только в Венеции и Рио-де-Жанейро, их можно наблюдать и в горах Дагестана.
Если же вас пригласят на свадьбу в село Дуакар, советуем сначала оформить медстраховку. И не привлекать к себе лишнего внимания. Потому что празднуют здесь, как говорится, от души. Молодежь веселится вместе с ряжеными, обливая гостей водой и кидаясь всем, что попадет под руку.
В былые времена в селах Дагестана не принято было стрелять на свадьбах. Стреляли лишь в особых случаях — при пожаре, рождении сына. А еще при затмениях луны — чтобы отпугивать демонов — и в градовую тучу. Существовало поверье, что ее несет мифическая черная ворона и выстрелами ее можно напугать. Сейчас пальба в воздух извещает о прибытии свадебного кортежа к дому жениха.
Невесту обязательно осыпают зернами пшеницы, риса и другими «семенами земли», мелкими монетами и конфетами. Эти конфеты незамужние девушки потом кладут под подушку, чтобы приснился жених.
На колени невесте сажают маленького мальчика и желают родить первенца-сына. В некоторых селах ребенка перекатывают по постели новобрачных — чтобы молодая была плодовитой.
Языческие обряды переплелись с исламскими. Так, ритуал заключения шариатского брака (никях, магар) проводят вдали от посторонних глаз. Считается, что жених и невеста уязвимы для порчи. Если во время произнесения ими слов обета недоброжелатель будет завязывать узелки на нитке, заплетать косу, запирать замок, коверкать слова обета, эти магические действия могут лишить жениха мужской силы и разрушить брак. Поэтому место и время заключения брака держат в тайне от посторонних. Или же выставляют стражу, которая следит, чтобы никто не навел на молодых порчу.
Покойся с миром
Покойника выносят из дома и несут на кладбище вперед головой, а не ногами, как принято у русских. Поверье гласит, что это запутает дух покойника и не позволит ему найти обратную дорогу. Иначе могут последовать смерти других членов семьи.
Надмогильный холм после похорон поливают водой. В соответствии с исламскими убеждениями, как только капля воды попадет в левое ухо погребенного, он просыпается в ином мире и отвечает на вопросы ангелов Мункара и Накира о своей земной жизни.
Считается, что душа покойного в первые 40 дней после смерти бывает голодной и ее надо подкармливать. Души питаются запахами пищи, и чем большее количество людей накормят родственники усопшего, тем больше достанется его душе.
Если покойник часто снится, считается, что его дух проголодался. Следует раздать милостыню (садака). Так что если незнакомый человек на улице протягивает вам печенье или конфеты — не отказывайтесь. Скорее всего, он угощает вас в память о дорогом ему человеке.
С культом предков связано и массовое посещение кладбищ в дни поста перед Ураза-байрамом. Во время похорон женщины на кладбище не ходят, но могут посещать могилы близких в другие дни, в том числе в дни массовых посещений. Там они также раздают садака за упокой душ умерших.