{{$root.pageTitleShort}}

Кавказская пленница, или Необычные традиции карачаевской свадьбы

Свадьба на Кавказе — мероприятие чрезвычайное по размаху и затратам. Так диктуют традиции. Они, кстати, диктуют еще много чего интересного. Рассказываем подробности на примере карачаевской свадьбы

Как правильно «своровать» невесту

Да, карачаевцы по-прежнему «воруют» невест, и случается это чаще, чем можно себе представить. Правда, в отличие от фильма Гайдая, в жизни это обычно происходит с согласия похищаемой и называется «къачхан», что в буквальном переводе означает «сбежала». Такой способ гораздо проще, быстрее и экономически выгоднее, чем традиционное сватовство. И, как многие считают, куда увлекательнее.

 — Большинство случаев такого формального похищения невесты сейчас бывает связано с траурными периодами в семьях молодых. У карачаевцев принято держать траур по усопшим до года, и в этот период не может быть никаких торжеств. А если год за годом в семьях случаются потери? Тогда и прибегают к варианту умыкания: молодежь, что поделать, надо женить, — объясняет заведующий отдела языка, литературы и фольклора Карачаевского НИИ Харун Акбаев. — Вторым по актуальности выступает экономический мотив. Третья возможная причина «похищения» невесты — родители против этого брака.

Если вы думаете, что несчастная невеста оказывается один на один с похитителем, то не переживайте. Важное условие «умыкания» — обязательное присутствие брата невесты или другого родственника мужского пола, который будет сопровождать девушку с момента «похищения» до завершения свадьбы, гарантируя тем самым ее неприкосновенность.

— Если крадут по сговору, то девушка сама выбирает спутника, кому доверяет и кто не выдаст ее раньше времени, — как правило, его забирают в условленном месте сразу после того, как посадили в машину невесту. А если крадут без предварительной договоренности, то обычно находят общего родственника, согласного посодействовать похитителям, — вспоминает одна из «пострадавших». — Когда меня пытались украсть, жених нашел общего родственника, который ему был двоюродным братом, а мне приходился четвероюродным. Сказал ему, мол, мы встречаемся и невеста не против, хотя и не предупреждена о похищении. А я была против и в итоге не согласилась, вышла за другого.

Непосредственно «кражу» совершают друзья и родственники жениха. «Добычу» везут к нему домой или к кому-то из родственников и сразу же оповещают об этом семью девушки. Родные похищенной в тот же день большой компанией едут ее возвращать. Чаще всего юная особа говорит им, что находится здесь по собственному желанию, и освободители отправляются восвояси и начинают подготовку к свадьбе. Но иногда, несмотря на согласие девушки, родители против брака, поэтому уполномочивают ходоков вернуть ее домой насильно. На подобный случай у дома, где находится девушка, дежурят братья и родственники жениха, которые всеми способами стараются им помешать. Доходит и до драк.

Если же невесту украли против ее воли, то старшие родственницы жениха пытаются уговорить ее остаться, всячески нахваливая похитителя и его семью. Не смогут убедить — девушку заберут приехавшие за ней родственники.

Похищение невесты против воли — редчайший случай. Ведь если девушка откажется от свадьбы и уедет с родственниками, это станет ударом по достоинству и репутации похитителя. Ему придется поскорее жениться на другой, чтобы показать: он завидный жених, а капризная невеста не больно-то была ему нужна. Поэтому стараются не рисковать, а заручиться согласием девушки заранее.

Древний обычай красть невесту сейчас сильно трансформировался. Раньше удачное похищение завершалось свадьбой, а за неудачное жених мог поплатиться головой. Но в любом случае на девушку оно ложилось пятном, и она предпочитала стать женой похитителя, чем вернуться к родителям. Сейчас кража невесты совершенно не считается для нее позором.

Чаще всего молодые карачаевцы встречаются и общаются до свадьбы, ходят вместе в кино, кафе, на прогулки, обмениваются подарками, но общение проходит исключительно на людях, без объятий и поцелуев. Свидания наедине нежелательны.

Но бывают и браки по договоренности родителей. Молодые узнают друг о друге незадолго до собственной свадьбы. Несколько встреч в присутствии родственников — и здравствуй, семейная жизнь.

«Меня украли прямо из дома в домашнем халате и тапочках. Я на тот момент два месяца общалась по телефону с молодым человеком. Мы познакомились на работе, но официально не встречались, не ходили никуда вместе, я не давала ему никаких обещаний. Просто отвечала на звонки и принимала букеты, которые он присылал через курьера. В тот день мы тоже говорили по телефону, я между делом сказала, что все домашние уехали в гости, а я занимаюсь уборкой. Потом звонок — доставка цветов. Выхожу за ворота, чтобы встретить курьера, а на меня набрасывается куча парней. Я упиралась, как могла. На мои вопли прибежал пожилой сосед, но не смог им помешать. Только потом я узнала, для кого меня украли. Сначала я была очень зла, плакала. Но его мама и тети так меня уговаривали и он так трогательно просил, что я решилась на свадьбу. Он мне, конечно, нравился, но я была совсем не готова вдруг так кардинально менять свою жизнь. Но он все решил за нас. Пять лет уже вместе» (Мадина).

А где жених?

Для тех, кто впервые попадает на традиционную карачаевскую свадьбу, самая большая странность — отсутствие жениха. Если торжество проходит в домашней обстановке, то жених с друзьями сидят в это время в другом доме поблизости — у соседей или близкого друга. Если же, как теперь стало модно, свадьба гуляет в ресторане, то новобрачный с друзьями празднуют в отдельном зале.

— Традиция тоже пришла из далекого прошлого, когда молодому человеку нельзя было показываться на собственной свадьбе. Это и обряд обережения — в европейской культуре сказали бы «чтобы не сглазили», и элемент военной демократиии — после брачной ночи молодой муж уходил в поход, чтобы стать мужчиной. Поэтому в период свадьбы, которая длилась до семи дней, жених жил у младших родственников по отцовской линии, — рассказывает Харун Акбаев.

Невеста же, как и в былые времена, на протяжении всего праздника сидит в углу гостиной (или за отдельным столом в ресторане), пока молодежь танцует и веселится. При появлении каждого нового гостя или произнесении тоста она должна вставать, выражая таким образом почтение к пришедшему или говорящему. Невесте полагается проявлять скромность: разговаривать тихо, улыбаться сдержанно и опускать взор. Смех, болтовня, заметная веселость со стороны невесты вызовут недоумение и осуждение гостей. Пока идет свадьба, рядом с невестой постоянно находятся братья и замужняя родственница (жена брата или дяди), которая ее обслуживает.

Особый почет и внимание на свадьбе оказывают гостям со стороны невесты. Но родители новобрачной на торжестве традиционно отсутствуют. Правда, в последние годы от обычая стали отходить — родители невесты тоже появляются в ресторане.

«Когда я пришел на свадьбу к другу, то сначала ничего не понял: невеста сидела без жениха. Мы ее поздравили. На резонный вопрос „где жених?“ меня повели на второй этаж ресторана, а мою жену с дочкой попросили остаться в общем зале. Всю свадьбу мы сидели в сугубо мужской компании, и, если б не содержание тостов, можно было бы подумать, что это обычное застолье. Жена говорит, что внизу было интересней: выступали артисты, гости танцевали. Всем присутствующим раздавали подарки. Жене подарили набор полотенец, а дочь насобирала кучу монет, из тех, что бросали на голову невесты, чем была жутко довольна…» (Сергей).

Свадебный платок и период молчания

В давние времена ввод невесты в дом жениха имел прямо-таки судьбоносное значение. Чтобы оградить молодую от нечистой силы, над ее головой держали кинжал, а на порог клали подкову. Невесту осыпали монетами, зернами злаков и подносили ложку меда, чтобы во всем у нее было изобилие.

— Этот обряд имеет и сакральное значение, это подношения всем трем мирам — нижнему, среднему и верхнему: монеты — для живых, зерна — для усопших, мед — для бога. И сейчас традиция соблюдается, невесту осыпают монетами, зернами риса, и конфетами — они заменили мед, — пояснил Харун Акбаев. — Ввод невесты в дом жениха — по-прежнему важный момент свадьбы. Вести девушку полагается женщине с благополучной семьей — как правило, это старшая сноха этого дома.

Считается, что невеста должна переступить порог непременно правой ногой, а ладони желательно не сжимать в кулачки, а держать раскрытыми, чтобы все присутствующие девушки тоже поскорее вышли замуж.

— Кульминация и один из самых красивых моментов свадьбы — древний карачаевский обычай снятия с невесты свадебного платка — «Ау алгъан адет». Как и европейская фата, шелковый платок — это оберег, защита от сглаза. А еще и символ смены статуса — с девичьего на женский. Голова карачаевской невесты накрыта тремя большими, расшитыми вручную платками: ее собственным, подаренным домом жениха и подаренным родительским домом. На пальцах рук закреплены три платка поменьше, их называют фартуками, и символизируют они работу, которую надлежит выполнять женщине: работать на своих родных, на семью мужа и на фамилию, род. В других местах работать ей не следует, она не прислуга, — поясняет Харун Акбаев.

Под протяжное пение «Орайда» невесту, накрытую платками, торжественно выводят к гостям. В честь молодых произносят здравицу, специальная чаша с медовым напитком (или просто компотом) пускается по кругу, но первыми из нее должны выпить присутствующие на свадьбе дети, чтобы дом молодых всегда был полон детского смеха. После этого лучшая (и это важный момент публичного признания) сноха в роду жениха, традиционно — многодетная мать и счастливая жена, снимает с невесты платки. Считается, что этот ритуал передает молодой жене все, чем наделена признанная лучшей в роду сноха. Иногда для большей торжественности обряда приглашают хореографический ансамбль, который снимает платки, исполняя национальный танец. После этого невесту опять же осыпают деньгами и конфетами, а старшие родственницы со стороны жениха ее обнимают и приветствуют.

Затем молодежь со стороны невесты идет знакомиться с женихом. Молодой человек прячется за спинами друзей и только после приглашения тамады ненадолго выходит к гостям, здоровается с сестрами невесты, угощает конфетами.

Танцы и веселье продолжаются до глубокой ночи, но невеста и жених в них не участвуют.

Официальная регистрация брака в день свадьбы не считается обязательной. Чтобы брак признавался обществом, достаточно провести никах — мусульманский обряд бракосочетания. А в ЗАГС молодые люди чаще всего обращаются через несколько месяцев после свадьбы, а то и после рождения ребенка.

— Никах, кстати, может проходить и без невесты, и без жениха, достаточно родственников — поручителей с двух сторон. Но современная мода — всей церемонией, с молодыми, с гостями — еще до приезда в семью жениха заезжать в мечеть и совершать никах, — говорит Харун Акбаев.

Обязательный атрибут карачаевской свадьбы — свадебные знамена, «байракъ». Раньше разноцветными покрывалами украшали лошадей в свадебном шествии, а наездники везли флаги с фамильными изображениями, теперь роль свадебных знамен исполняют ковры и шелковые ленты, которыми украшают автомобили, участвующие в празднестве.

В некоторых семьях еще помнят древнюю традицию «держания языка»: новобрачная несколько дней не должна разговаривать со старшими членами семьи мужа, демонстрируя скромность, покорность, готовность слушать старших. Если ей нужно что-то спросить, она может обратиться через детей. Затем невестку одаривают за терпение и период молчания заканчивается. Вообще считается, что и жениху, и невесте не следует много говорить перед родней друг друга, причем не только первое время, но и в дальнейшем.

В хозяйственную жизнь семьи молодая полноценно вступает после недолгой побывки у родителей.

«Обычно невесткам сразу разрешают разговаривать, но в моем случае молчание длилось несколько недель. Моментами приходилось очень трудно. Свекровь попросила разогреть в микроволновке обед для гостей, а сама вышла куда-то. А в нашем доме не было микроволновки, поэтому я не умела ею пользоваться, заметалась туда-сюда. Свекр, видимо, понял мою проблему и сам встал, включил печь в нужном режиме. А еще бабушка супруга постоянно со мной разговаривала, что-то спрашивала, я отвечала кивками. А один раз забылась и ответила ей. Застеснялась и сразу же убежала…» (Ася).

Калым, приданое, семизначные цифры

Свадьба у карачаевцев всегда была очень обременительным делом и довела до грани разорения многие семьи. В давние времена многие бедные крестьяне не могли собрать калым и вынуждены были оставаться холостяками или же женились в очень зрелом возрасте.

Сейчас большие расходы на свадьбу людей уже не останавливают, но долги и кредиты после пышного торжества — явление нередкое, хотя подготовиться к свадьбе помогает вся родня.

И речь не только о затратах на собственно торжество, куда приглашаются многочисленные гости. Если прибавить к свадебным расходам уплаченный калым, приданое невесты и всевозможные подарки родне, то общая сумма чаще всего составляет семизначную цифру.

— Жених должен трижды послать семье девушки деньги (сумма зависит от возможностей жениха и состояния его семьи), — рассказывает жительница Черкесска, недавно вышедшая замуж. — Первый раз — после того, как те дали согласие на брак. Вместе с деньгами отправляются щедрые угощения: корзины с фруктами, ящики с напитками, коробки всевозможных сладостей, их потом раздают родственникам и соседям невесты. Второй раз — сам калым. Раньше его уплачивали скотом или деньгами, теперь — только деньгами (как правило, от 30 тысяч до нескольких сотен тысяч рублей). А третий — во время смотрин жениха, когда он знакомится со старшими родственниками невесты. В этот день он привозит ювелирные украшения и другие подарки ее родным. Родители жениха также дарят невесте золотые украшения и одежду.

Однако расходы жениха часто не идут ни в какое сравнение с тратами семьи невесты, которая должна подготовить богатое приданое: мебель, бытовую технику, посуду, ковры, домашний текстиль и многое другое вплоть до мелочей, что пригодятся ей в быту. А еще нужно сделать подарки родственникам жениха. Невеста одаривает их дважды: во время свадьбы и после побывки у родителей. Кроме того, семья невесты должна приготовить подарки для всех присутствующих на свадьбе, начиная от стариков и заканчивая самыми маленькими детьми.

— Калым — это компенсация родителям невесты от семьи жениха. На подарки родственникам и гостям приходится порядка 20 процентов расходов семьи невесты. Остальные траты со стороны невесты — это приданое, так что можно считать, что это вложения в молодых. Все приданое принадлежит невесте, и в случае развода безоговорочно остается у нее, — говорит Харун Акбаев. — Правда, публичный характер церемонии зачастую вынуждает родителей тратиться на приданое не по статусу и не по средствам.

Еще древние историки, описывая свадебные традиции карачаевцев, отмечали их разорительность для обеих семей. Не говоря уже о том, что во время такого обмена подарками нередко возникают конфликты и претензии.

«Наши семьи заранее договорились, что взаимный обмен подарками никому не нужен, и сделали все по минимуму: у меня только свое приданое, у него — небольшие подарки на смотрины. Свадьбу тоже сыграли скромную, без ресторана, артистов, фейерверков и прочего. Конечно, соседи и родственники были удивлены: живем-то мы не бедно. Некоторые судачили за спиной. Зато на сэкономленные деньги мы съездили в свадебное путешествие в Испанию и сделали ремонт в квартире» (Маргарита).

***

В последние годы появилась новая тенденция: отказываться от национальных свадебных традиций в пользу свадьбы «по-мусульмански». Она гораздо скромнее и проще, проходит без большого количества гостей, без взаимных подарков родне и калыма, без музыки и танцев и, конечно же, без выпивки. Но таких примеров не слишком много: традиционная карачаевская свадьба не сдает свои позиции, и подавляющее большинство карачаевцев старается блюсти обычаи предков.

 — У нас в Карачаево-Черкесии доля сельского населения всегда была очень высока, и до сих остается высокой. И в сельской местности традиционная культура полностью сохраняется. При этом городская культура еще не сформирована — наши города совсем молодые. В городской среде традиционная культура ищет пути адаптации, но в качественно другую форму пока не вылилась. И любое отклонение от традиционных устоев, даже в городской свадьбе, пока очень заметно. Если принципиальные, сакральные обычаи нарушаются — об этом судачат, это осуждается, — объясняет Харун Акбаев верность карачаевцев древним традициям.

Мадина Абайханова

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ

Звезда чеченской эстрады: «Быть артисткой на Кавказе не просто. Иногда отвечаешь за целый тейп»

Ее песни звучат на свадьбах и торжествах по всему Кавказу, а гастроли расписаны на несколько месяцев вперед. Певица Макка Межиева — о хиджабе, русских песнях, хейтерах и борьбе за свой выбор