{{$root.pageTitleShort}}

Искусство проклинать

«Будь проклят тот день, когда я сел за баранку этого пылесоса!» Помните эту фразу? Странно, что собиратель фольклора Шурик не записал ее сразу, как тосты и сказки. А мы записываем и делимся с вами

Проклятья существуют, наверное, у всех народов и, в отличие от многих других форм устного народного творчества, со временем не исчезают. В Дагестане их не только употребляют в повседневной жизни, но и старательно записывают, изучают и классифицируют. Еще бы! Ведь в этой республике столько народов и языков, что о точном их количестве ученые до сих пор не договорились. Представляем вам несколько аварских, даргинских, табасаранских, агульских бежтинских и лакских проклятий — серьезных и шуточных — с короткими пояснениями. И пусть упомянутые в них беды никогда вас не коснутся.

***

Фольклористы говорят, что иногда проклятья призваны разрядить обстановку, чтобы словесная перепалка не перешла в драку. Для таких случаев как нельзя лучше подходят забавные, шуточные проклятия:

«Да чтоб у тебя во рту осталось два зуба, один болел от холодной, а второй от горячей еды!»

Вполне допускается импровизация. Экспромтами, кстати, особенно славятся пожилые горянки, которые могут завернуть что-то вроде:

«Да чтоб жена тебя оставила, возгордившись! Чтоб обрадовался, когда ослица родит! Отца чтоб в пыли похоронил! Чтобы в доме снег выпал! Чтоб близкого гостя нечем было кормить. В день, когда гости нагрянут, чтобы жене пришлось рожать!»

Дети тоже не прочь поучаствовать в словесных батлах. Вот диалог сельских детей, услышанный не так давно:

— Умри!
— Сам умри!
— Да чтоб тебе довелось мертвых носить на спине в слякоть!
— Да чтоб тебя самого мертвым семь дней на спине несли до дому в дождливую погоду!

Проклятия бывают мужскими и женскими. Мужские зачастую адресованы всем и никому конкретно (а то ведь за слова придется отвечать):

«Пусть зубы выпадут у того, кто лишнее говорит! Папаха пусть станет паршивой у того, кто расскажет то, чего у него не спрашивают!»

Женщины в своем кругу бранятся куда более изобретательно, смело и адресно:

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Тысяча и один совет, как спасти своего ребенка от сглаза
Яйца, ножницы, булавки… Нашему автору Яне Мартиросовой известно множество верных народных средств защиты от чертовщины. Но как защититься от суеверных родственников?

«Да чтобы тебе семь кос семь раз отрезать пришлось!» (косы остригали в знак траура по близкому человеку)

«Чтобы на твоем сердце чеснок разминали!»

«Чтоб дом твой разрушился и на развалинах черная кошка сидела».

«Чтоб вы сына не смогли зачать!» (дочери вообще считались и кое-где до сих пор считаются потомством второго сорта. С даргинского языка, например, вопрос «Есть ли у тебя дети?» дословно переводится как «Есть ли у тебя мальчики?» Когда женщина интересуется, как продвигается какое-то дело, она может спросить собеседницу: «Мальчика сделала или девочку?», то есть «Получилось у тебя или нет?»)

«Чтоб ты в семь домов вошла и нигде не задержалась!» (это злопожелание девушке на выданье, чтобы не было стабильности в семейной жизни. Есть и благопожелание: «Чтобы один дом был и одна могила» — то есть чтобы всю жизнь прожила с одним мужем)

«Пусть в вашем доме не окажется человека, который подпоясывается ремнем!» (пожелание остаться без мужчин, без главы семейства)

Некоторые проклятия — завуалированные обереги. Дедушка может встретить любимого внука таким «ласковым» словом:

«Посмотрите, кто к нам приехал! Да чтоб тебя волки съели!»

Но есть так называемые «черные проклятья», действительно призывающие беды на голову адресата. Вернее, на всю его семью и потомков:

«Да чтоб плодами с поля живот твой не насытился, а плоды из утробы чтоб сердце твое не радовали».

«Да чтобы в утробу всегда попадал плод, а на руки чтобы не взбирался».

«Чтоб твои родные рассыпались, как бусы с порванной нити!»

А вот пожелания, где речь идет о смерти и похоронах, обычно не более чем шутка:

«Да чтоб тебя на кладбище нести носилок не нашлось! Чтобы тело обмыть — ванна не нашлась. Чтоб тебя на доске помыли и на паласе отнесли!»

Шутки шутками, но почти в каждом селе есть свои истории о сбывшихся проклятьях. Рассказывают, например, что один сельчанин пренебрег волей отца, разделившего землю между детьми, и построил себе дом на наделе, который предназначался его сестре. И в этом хозяйстве до сих пор не приживается никакой скот, потому что обиженная сестра сказала:

«Пусть даже кошка, приведенная котом, не дает приплод в этом доме».

Проклятья как фигуры речи встречаются в похоронных плачах и могут быть обращены даже к природным явлениям:

«Пусть от истока высохнет каралалская река, что поглотила моего несчастного сына».

Их могут использовать и в любовной лирике:

«Тому, кто помешает чужой любви, пусть тернистой окажется дорога в ад. Тому, кто учинит препятствия чувствам, пусть будет уготован огонь в аду».

Бывает, что проклятья устаревают, теряют актуальность, смысл и забываются, но зато появляются новые, современные:

«Пусть тот, кто сыну купит диплом врача, заболев, вынужден будет лечиться у него же!»

Проклятья, как и благопожелания, — неотъемлемая часть богатой, образной устной речи. Но все-таки злоупотреблять ими не стоит, даже если очень хочется. Ведь всем известно, что обоснованные проклятия прилипают к обидчику, а необоснованные — возвращаются к самому проклинающему.

Редакция благодарит за помощь в подготовке материала Хайбулу Магомедсалихова (Институт истории, археологии и этнографии Дагестанского научного центра РАН), Маджида Халилова (Институт языка, литературы и искусства им. Гамзата Цадасы ДНЦ РАН) и Марину Гасанову (Центр изучения родных языков ДГУ).

Рита Ройтман

Рубрики

О ПРОЕКТЕ

«Первые лица Кавказа» — специальный проект портала «Это Кавказ» и информационного агентства ТАСС. В интервью с видными представителями региона — руководителями органов власти, главами крупнейших корпораций и компаний, лидерами общественного мнения, со всеми, кто действительно первый в своем деле, — мы говорим о главном: о жизни, о ценностях, о мыслях, о чувствах — обо всем, что не попадает в официальные отчеты, о самом личном и сокровенном.

СМОТРИТЕ ТАКЖЕ