Леча Ильясов родился и вырос в Казахстане, учился в Томске, окончил аспирантуру в МГУ, преподавал античную литературу и философию, читал спецкурс по поэзии Вергилия, Горация и Катулла. Во время военного конфликта в Чечне работал в совместной комиссии Госдумы РФ и ПАСЕ, ездил на заседания в Страсбург, предлагая различные варианты мирного урегулирования ситуации. И всегда интересовался наследием предков — средневековой архитектурой, историей, фольклором.
— Мы жили в Казахстане, но всегда помнили, что мы чеченцы. Примерно с 12 лет меня начали интересовать глубинные вещи, связанные с нашей культурой. Мне говорили: «Что ты постоянно возле этих стариков?» А мне хотелось общаться с людьми, которые были носителями старинных традиций, — вспоминает Леча Ильясов. — Именно тогда я заинтересовался понятием къонах — это слово переводится как «сын народа», так называют мужественных, честных, благородных людей, которые посвящают жизнь служению Родине. Отсюда и название этического кодекса чеченцев — «къонахалла». Он не был записан. Но если взять японский Бусидо, он ведь до XVII века существовал только в устной традиции. То же самое и «къонахалла». В исторических материалах можно найти упоминания о своде законов, но материально его не было. Японцы мне подсказали, что законы нужно собрать и записать.
Так в 2000 году появилось первое издание «Къонахалла», где было прописано 40 постулатов. Но Леча Ильясов продолжал работать — изучать устные предания, исторические источники и соотносить их с моральными нормами, принятыми в чеченском обществе. В 2008 году вышло второе издание — уже с 56 правилами къонаха.
По словам Лечи Ильясова, в древности на территории нынешней Чечни существовало что-то вроде воинского ордена — «къонахий». В этот союз входили представители древних и благородных фамилий. Они были хорошо обучены и вооружены, однако не имели права совершать набеги с целью наживы, им разрешалось только защищать свою землю и народ. Поведение и образ жизни къонаха жестко регламентировались. Отклонение от принятых норм лишало мужчину этого высокого звания.
— У чеченцев были воинские касты — люди, которые занимались только войной. Сохранились сказания о том, что они практически всю жизнь охраняли границы, мосты, реки. Дело в том, что по территории Северного Кавказа постоянно передвигались кочевники: гунны, сарматы, скифы, позже — монголо-татары, а затем — Тамерлан. Специальные отряды сообщали, что идет враг, и организовывали сопротивление.
Кстати, кроме «къонахий» был и женский конвой — «мехкарий». Сегодня в нашем языке это слово переводится просто «девушки», но на самом деле они были, можно сказать, защитницами. Согласно традиции, если в семье не было мужчины, то старшая дочь имела право пойти на войну. Из «мехкарий» создавались специальные конные отряды, которые были вооружены луками. Они не вступали в прямое столкновение, их задачей было забросать врагов стрелами, а затем уйти за спины мужчин. Сохранились даже сказания о том, какими они были. Они коротко стригли волосы, носили специальную одежду, что, кстати, отразилось в национальном наряде габли — неспроста к этому платью пришивается металлический нагрудник.
Я думаю, что орден существовал до нашествия Тамерлана в XIV веке. Его приход в цивилизационном плане практически уничтожил Северный Кавказ. Были стерты с лица земли целые города, крепости, многие народы были истреблены.
В постимуровский период начинается формирование нового общества, и древний воинский кодекс трансформировался в этический, нравственной основой которого стала идея «совершенного человека». Поздние наслоения в кодексе связаны с влиянием религиозно-этических систем, главным образом суфизма. Именно оттуда в кодекс пришли идеи гуманизма, милосердия.
О касте воинов давно забыли, но каждый чеченец знает, кто такой къонах, и стремится быть на него похожим. Но при жизни этого звания не достичь. Его присуждает народная память, если жил достойно, пожертвовал всем во имя отечества и геройски погиб. Одно из правил так и гласит: «Смерть къонаха должна быть такой же достойной, как и его жизнь».
А какой должна быть жизнь къонаха — написано в остальных законах. О пяти из них Леча Ильясов рассказал подробно.
«Закон гостеприимства для къонаха священен. Къонах, не сумевший защитить своего гостя, обречен на позор и презрение. Поэтому жизнь и свобода гостя для него дороже собственной жизни. Но он не несет ответственности за гостя, совершившего преступление».
— Все знают о кавказском гостеприимстве. Но преступник на Кавказе никогда не пользовался защитой этого закона, и хозяин не прятал его от возмездия. В таких случаях къонах не задерживал гостя с целью выдать его, но он также не мог и позволить ему остаться. Поэтому глава дома велел покинуть его кров. Согласно обычаям, хозяин не несет ответственности за преступника и не должен укрывать его от возмездия.
Это хорошо описывается у Лермонтова в поэме «Беглец», где черкесский юноша по имени Гарун струсил и сбежал с поля боя. Когда он вернулся, никто в родном ауле не желает его принимать, даже родная мать:
«Молчи, молчи! гяур лукавый,
Ты умереть не мог со славой,
Так удались, живи один.
Твоим стыдом, беглец свободы,
Не омрачу я стары годы,
Ты раб и трус — и мне не сын!..»
Это очень близко и чеченцам. Такие случаи были, когда друг не принимал друга, совершившего преступление. Считалось, что он поступил как къонах, если не стал укрывать злодея.
«В чужой стране къонах должен не только соблюдать ее законы, но и уважать обычаи и традиции и следовать им в той мере, в какой это не задевает его национального достоинства и конфессиональных убеждений. Ведь по нему судят и о нации, которую он представляет».
— Основа чеченской нравственности — быть максимально сдержанным. Стремиться уладить любой конфликт мирно, даже если ты сильнее. Современный мегаполис — это всегда вызов человеку, личности. Люди в транспорте или в торговом центре часто вступают в конфликт, которого в другом месте не было бы. У нас в республике одни правила, в селе — другие, в Москве — третьи. Человек теряется в этом многообразии. Молодые люди часто считают, что на хамство нужно отвечать еще большим хамством, на агрессию — еще большей агрессией.
Къонах же по своей сути отличается тем, что он всегда выбирает милосердие. Молодежи сегодня это сложно понять, ведь в основном пропагандируется умение показать свою силу и мужество. Чеченцев смелостью не удивить, но когда в спорной ситуации в сердце побеждает милосердие, тогда ты и становишься къонахом.
Можно вспомнить Тапу Чермоева, он всегда отличался и личным мужеством, и щедростью, и гостеприимством. После гражданской войны он уехал в Париж, где был активным деятелем горской эмиграции в Европе, очень много помогал землякам. О нем сохранилась память как о настоящем къонахе. Его не воспринимали как кавказскую экзотику, он был очень светским человеком, аристократом.
«Къонах должен помнить о том, что для него Отечество, личное достоинство и честь дороже жизни. Но когда он вынужден выбирать между интересами Отечества и своей честью, къонах покидает Отечество».
— Служение своему народу и Отечеству — главная цель и смысл жизни къонаха. Интересы народа и Отечества для него всегда выше личных интересов. Но не выше чести. Вспомним шейха Мансура. Когда он понял, что чеченцы не поддерживают его стремления воевать с Россией, он просто ушел из Чечни, перешел к черкесам и там продолжил войну. Для него это было делом чести: он дал клятву воевать до конца и не мог нарушить ее перед самим собой. Он покинул родину, никого не принуждая следовать за ним.
«Къонах никогда не причинит боли и страдания детям. Нет такой цели, во имя которой къонах мог бы пожертвовать их жизнью и здоровьем».
— Шейх Кунта-Хаджи Кишиев говорил: «Если по моей вине прольется слеза хотя бы одного ребенка, я попрошу Всевышнего, чтобы он забрал мою жизнь». Это пример того, как свято относились к детям в Чечне. Считалось, что если бить мальчика, то из него никогда не вырастет мужественный воин и человек. Девочку нельзя было бить по определению.
Избивать беззащитное существо — это преступление. Сегодня есть разные отцы, но, согласно настоящим чеченским традициям, отец не имеет права поднять руку на ребенка, то есть это вообще не входит в рамки его компетенции. Если ребенка надо наказать, то это должна сделать мать. Так было всегда. Но сегодня идет подмена аутентичных ценностей какими-то псевдоценностями, непонятно, как и откуда они появились. Можно сказать, идет мощное наступление на ментальность с точки зрения отношения к женщине, девушке, ребенку. Но на самом деле у чеченцев эти социальные категории, в силу своей беззащитности, были более всего защищены традициями.
«Къонах бережно, с состраданием относится ко всему живому. Никогда без необходимости не срубит дерева, не сломает травинку, не причинит вреда ни одному живому существу».
— Я помню из детства людей, которые прежде чем срубить дерево, гладили его ствол, извинялись перед ним, как перед живым существом, и объясняли, что древесина будет использована для какого-то полезного дела. Так их научили отцы. По сути, это было еще совсем недавно. Получается, что за какие-то 30−40 лет мы очень сильно изменились, и самое страшное — не в лучшую сторону.