В прежние времена присмотреть себе пару можно было у родника. Семейное положение девушки определяли по кувшину или по прическе: у замужних было две косы и кувшин с широким горлышком, у свободных — одна коса и узкий кувшин.
— Раньше не было такого, чтобы парень напрямую подходил к девушке и спрашивал, можно ли с ней познакомиться. Если она ему понравилась, он шел за нею до дома, расспрашивал у соседей про нее, про семью и затем (иногда через несколько дней) просил позвать ее на улицу, — рассказывает этнограф Зулай Хасбулатова.
Первая встреча, впрочем, как и последующие, проходила при свидетелях — друзьях парня, подругах и сестрах девушки. Они вместе общались, шутили. Это было «первое разрешение» девушки — на знакомство. Оно не обязывало ее выйти замуж за этого парня.
— Сейчас многое стало проще. Молодежь знакомится в учебных заведениях, на улице, в социальных сетях. И все же традиции во многом сохраняются — встречи обязательно происходят днем, в людном месте, при свидетелях. Даже если они пьют чай в кафе вдвоем, без третьих лиц, как было принято прежде, это все же общественное место, где много людей, — говорит этнограф.
Помимо родника традиционным местом знакомства были и остаются вечеринки — синкерам.
— Раньше синкерам проводились часто, особенно, когда приезжали гости издалека. И все прекрасно знали, что у тех-то сегодня будут танцы. Когда все гости собирались, хозяин дома представлял женщину, ответственную за танцы. Если парню понравилась девушка, он мог подойти к этой, скажем так, тамаде, и попросить ее узнать, может ли девушка с ним познакомиться. Женщина передавала это послание, показывая парня. И если девушка соглашалась на знакомство, то весь вечер должна была танцевать с ним, — делится воспоминаниями жительница села Новые Атаги Фатима Дудаева.
Эта традиция тоже отчасти сохранилась. Юноши не обращаются напрямую к понравившейся им девушке, а просят своих сестер или других родственниц подойти к ней и передать послание, попросить номер телефона. Если они встретились в большой компании, парень обращается к ее спутникам и просит разрешения познакомиться с нею.
На ухаживание тоже нужно было попросить разрешение девушки. При этом девушка могла иметь сразу несколько ухажеров, и это считалось нормальным, ведь ей нужно время, чтобы сделать выбор. Как гласит пословица, «девушка принадлежит тому, кто ее завоевал».
Свидания проводились при свидетелях. Чаще всего молодой человек приходил с другом и ждал, пока кто-нибудь из соседок или родственниц девушки позовет ее. Девушка выходила вместе с сестрой, тетей или снохой, и молодые люди могли пообщаться, отойдя в сторонку, желательно на другую улицу, где их не увидят мужчины из рода девушки.
— Сейчас также считается неприличным, когда мужчины видят свою родственницу на свидании. Да, бывало такое, что случайно натыкались, и тогда все разбегались в разные стороны, — рассказывает Зулай Хасбулатова.
Но официальным местом свиданий всегда был родник. Так что, идя за водой, девушки надевали самые красивые платья.
С тех пор мало что изменилось. Девушки так же придирчиво перебирают кандидатов, смотрят, кто лучше к ним относится, советуются с близкими. Правда, большинство современных чеченок предпочитают иметь одного кавалера и выстраивают стандартные отношения.
В конфетно-букетный период молодые встречаются чаще вдвоем, чем в компаниях, парни дарят цветы, подарки, поздравляют с днем рождения и другими праздниками. Часто презенты передают через третьих лиц, например сестер.
Если девушка не хочет принимать ухаживания юноши, она вежливо отказывается: говорит, что не свободна (или пока не думает о браке) и надеется, что юноша станет ей братом. Позднее она даже может сосватать ему кого-нибудь из родственниц, дав, так сказать, хорошую рекомендацию. А породнившись, потом вспоминать эту историю с юмором.
Отношения могут продлиться месяц и привести к свадебным хлопотам, а могут и четыре года — и закончиться расставанием. У всех по-разному, но длительные отношения не очень приветствуется и считаются пустой тратой времени.
— Я всегда говорила своей дочери, что мужчина принимает решение в первый год знакомства. Если за год он не позвал замуж или не намекнул на создание семьи, то не стоит тратить на него время, — считает жительница Урус-Мартана Таиса.
— Раньше парень просил у девушки кар хум («дать что-то в руки») в знак согласия на брак. Это могло быть кольцо или платок, что-то из личных вещей девушки, которые на ней все видели. Если в этот момент у нее ничего под рукой не было, парень просил поднять с земли камень и дать его, — рассказывает Зулай Хасбулатова.
К сожалению, сейчас этим красивым обрядом часто пренебрегают, считая его формальностью.
Решив пожениться, молодые сообщают об этом матерям или тетям, которые передают новость мужчинам рода.
Первые «переговоры» ведут женщины. Родственницы жениха наносят визит в дом невесты или встречаются с нею и ее родственницами в ресторане, обсуждают день и детали свадьбы.
Затем к делу подключаются мужчины. Отец жениха и другие родственники приходят в дом невесты просить ее руки.
— Отец не сразу дает ответ. Говорит, что нужно спросить дочь. Но если он уже знает ее мнение и знает, что за люди хотят с ним породниться, то отвечает сразу, — говорит этнограф.
После согласования даты стороны начинают готовиться к свадьбе.